Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввин, Богдан Хмельницкий, Рав Александр Кац
Раби Аарон-Шмуэль бар Исраэль Кайдановер (Мааршак; ок. 5384—5436 /ок. 1614—1676/ гг.) — выдающийся законоучитель.
Родился в городке Кайданове (Кудинове), возле Минска.
Учился в ешиве Бриска (Бреста) под руководством р. Эшиля из Кракова (см.).
Уже в молодости был раввином в нескольких небольших общинах.
В дни казацкого восстания 5408—5409 /1648—1649/ годов бежал в Вильно (ныне Вильнюс). Здесь, вместе с р. Шабатаем Коэном (Шахом; см.), он стал даяном в суде, который возглавлял р. Моше Лима (см.).
В 5415 /1655/ году, когда русские дружины в союзе с казаками начали войну против Польши, он бежал от наступающих врагов в городок Коров, расположенный возле Люблина. Но казаки дошли и до Корова — дом р. Аарона-Шмуэля был ограблен, его библиотека со святыми манускриптами сожжена, а две маленькие дочери убиты.
Р. Аарон-Шмуэль с уцелевшими членами семьи бежал в Австрию, а оттуда переселился в Моравию, где занял пост главного раввина моравской столицы, Никольсбурга (ныне Брно).
В последующие годы он был раввином и главой раввинского суда в целом ряде общин Европы — в том числе, в Бриске, где когда-то учился, и в крупной общине Франкфурта на Майне.
В 5429 /1669/ году Мааршак жил в течение нескольких месяцев на севере Германии, в частности, в Гамбурге, — он внес ряд важных постановлений, регулирующих жизнь местных общин. Затем он возвратился в Польшу и в последний период жизни возглавлял раввинский суд в Кракове.
Мааршак написал целый ряд значительных сочинений. Из его алахических трудов наиболее известна книга Биркат азевах (Благословение жертвоприношения), которая включает его хидушим (аналитические заметки) к одному из разделов Талмуда — Кодашим (Святыни). В этой книги исследуются законы, связанные с храмовым служением и жертвоприношениями.
В книге Тиферет Шмуэль (Слава Шмуэля) представлены его хидушим к другим разделам Талмуда, а также к кодексам Роша (см.) и р. Яакова (см.), сына Роша.
В классических изданиях кодекса Роша заметки Мааршака печатаются рядом с основным текстом.
Алахические респонсы Мааршака собраны в книге Эмунат Шмуэль (Вера Шмуэля) — значительная часть респонсов посвящена проблеме агунот (жен, мужья которых пропали без вести).
В отдельную книгу, получившую название Биркат Шмуэль (Благословение Шмуэля), собраны драшот Мааршака — его выступления и беседы, в которых глубочайшие идеи кабалы облачены в строгие одежды логики и мусара (еврейской этики).
Мааршак умер в г. Хмельнике на Украине девятнадцатого тамуза 5436 /1676/ года.
Его сын и ученик р. Цви-Гирш Кайдановер (см.) был одним из духовных лидеров следующего поколения.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам газеты «Исток»
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Завоевание страны Ханаан
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Специальное благословение после трапезы с хлебом
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора обязывает нас уважительно относиться к тем, кто перешел в иудаизм. Расширенное понимание этой заповеди: следует помочь незнакомцу, заинтересованному в той или иной услуге.
Рав Элиягу Вугенфирер,
из цикла «Недельная глава Торы»
Шесть облаков славы окружали народ Израиль в пустыне, четыре со всех сторон света
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Этот мир — неподходящее место для получения награды
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Мидраш сообщает много важной информации о том, как выглядели вторые скрижали. В отличие от первых, они не возникли сами собой.
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
В третий раз выпущенная в окно Ноева ковчега птица не вернулась, «нашла покой», то есть — спокойное сухое место