Из цикла «Спасение Торы из огня Катастрофы», темы: Провидение, Польша, Катастрофа, Йехезкель Ляйтнер, Вторая мировая война, Литва
Какому странному зигзагу истории обязан Вильно своим превращением в центр спасшихся чудодейственным образом ешив Польши?
Рабби Ехезкель Левенштейн, знаменитый машгиах ешивы Мир, проанализировал исторические события, которые сделали возможным столь замечательное спасение.
— Б-жественное Провидение, — сказал он, — пожелало спасти Тору и ученых мужей от гибели. Вот почему еще двадцатью годами раньше Г-сподь одному Ему ведомыми путями начал подбирать и плести нити истории, из которых Он в итоге сплел эпопею нашего спасения.
После того, как 9 октября 1920 года две дружественные страны — Литва и Польша — установили признанную обеими сторонами границу, польский генерал Люциан Зелиговский послужил причиной конфликта между двумя добрыми соседями, который продолжался двадцать лет. Безо всякого согласия своего правительства — о чем было потом официально заявлено — он вторгся со своей армией в Вильно, являвшийся тогда литовской столицей, дабы присоединить этот город к Польше и дать ему свое имя. Сия пиратская акция породила в Лиге Наций бурю, не утихавшую долгие годы. Польское правительство официально объявило действия своего генерала безответственными и мятежными.
Тем не менее три года спустя Вильно был включен в Польскую республику. В ответ Литва разорвала с Польшей дипломатические отношения, и этот разрыв длился два десятилетия, до тех пор пока Польша не пала в самом начале Второй мировой войны.
Странная история с Вильно, его аннексия, последующее включение в состав Польской республики, а затем возвращение обратно Литве — все это были первые звенья в цепи событий, сотворенных Провидением, дабы вырвать знатоков Торы и их учеников из водоворота смерти и разрушений, перенеся их в мир свободы и безопасности.
Лишь через двадцать лет были с трепетом осознаны один за другим события, которые вроде бы не имели ничего общего между собой. Эти события послужили теми необходимыми предпосылками, которые привели в конечном итоге к спасению ешив и постигавших Тору рабаним, являвшихся лидерами и гарантами будущего всего еврейства.
Со временем мудрецы Торы свели воедино необычные факты, посредством которых Провидение выстроило ковчег, имя которому Вильно. В 1938 году, всего за год до начала Второй мировой войны, Польша провела весьма странную мобилизацию призывников, чтобы выступить против крошечной Литвы. Поляки провозгласили единственный в своем роде лозунг: «Война для установления мирных отношений». Этот ультиматум ставил своей задачей достижение добрососедства взамен отсутствия каких-либо мирных контактов и состоял из следующих пунктов: установление дипломатических отношений, реконструкция железной дороги, соединяющей Ковно и Вильно, восстановление торговли, средств связи и шоссейных дорог.
Эти условия и вымостили тот путь, на котором нашли свое спасение в грядущем шторме защитники Торы.
Маленькая Литва подчинилась могущественной соседке и всего через шесть месяцев выполнила все ее требования. Дипломатические отношения были установлены, в Ковно открылось польское консульство, а между Ковно и Вильно было налажено железнодорожное и автомобильное сообщение.
Однако возможности, открывшиеся с присоединением Вильно к Литовской республике, грозили остаться нереализованными, поскольку у беженцев не было главного — паспорта. А приобрести паспорт в то время, как их родная Польша перестала существовать, казалось невозможным.
Когда в 1939 году Польшу стало представлять находящееся в лондонском изгнании правительство, консульство в Ковно превратилось в Польское представительство при Британском посольстве. Тогда же представитель Польши начал выдавать документы отчаявшимся польским беженцам, перебравшимся в Литву. Эти проездные документы назывались польскими паспортами и для всех, получающих визы, служили надежным средством спасти свою жизнь.
Столь необычное событие 1938 года достопочтенный рав из Бриска прокомментировал следующим образом:
— Теперь понятно почему так быстро построили железную дорогу и шоссе, — сказал он.
Для лагеря Торы «Вилеиское чудо» имело и многие другие далеко идущие последствия, которые обнаружились только после войны, когда были открыты немецкие архивы. Э. Дж. Херцман в Нес Ацала так характеризует пакт о ненападении, заключенный между гитлеровским рейхом и Советским Союзом накануне Второй мировой войны^. Этот потрясший мир договор Молотова-Риббентропа неожиданно объединил двух смертельных врагов, фашизм и коммунизм, и, обеспечив безопасность огромных восточных границ Германии, швырнул гитлеровские армии на Запад.
Самая поразительная особенность пакта заключалась в том, что те же темные силы, которые были направлены на порабощение наций, — заботливо охраняли законные права крохотной Литвы и ее столицы Вильно. Немецкие архивы позволили узнать, что воз вращение Вильно Литве, наряду с другими измене ниями границ в Восточной Европе, было оговорено е специальном приложении к пакту о ненападении.
Таким образом, позорный пакт Молотова-Риббен-тропа, послуживший толчком к разрушению мира и началом новой фазы маниакального преследования евреев, стал ключом к спасению души еврейского народа — ешив и их учеников.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»