Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Иерусалим, Ешива, Рав Александр Кац
Раби Эзра бар Ицхак Атья (5647-5730 /1887-1970/ гг.) — один из духовных лидеров сефардской общины Земли Израиля, глава иерусалимской ешивы Порат Йосеф («Росток Йосефа»).
Родился пятнадцатого швата 5647 /1887/ года в сирийском городе Халебе (Алеппо).
В 5659 /1899/ году вместе с семьей переехал в Землю Израиля и поселился в Йерушалаиме.
В годы первой мировой войны, скрываясь от призыва в турецкую армию, эмигрировал в Египет. По возвращении в святой город учился в сефардской ешиве Оэль Моэд («Шатер Собрания»).
С начала 5680 /1920/ годов р. Атья стал одним из ведущих преподавателей в новой сефардской ешиве Порат Йосеф, в состав которой влилась и ешива Оэль Моэд.
Здание новой ешивы, строительство которого завершилось в 5683 /1923/ году, было возведено недалеко от Котеля (Стены плача) на деньги состоятельного калькуттского торговца Йосефа Шалома — его имя вошло в название ешивы. Помимо огромного учебного зала, в здании располагалось еще два «малых зала», обширная библиотека, а также пятьдесят жилых комнат для размещения студентов, приехавших из других городов и стран (Везэ шаар ашамаим с.481).
В 5685 /1925/ году, в возрасте тридцати восьми лет, р. Атья возглавил эту ешиву, ставшую вскоре мировым центром талмудического образования сефардских евреев.
Он собирал наиболее талантливых учеников со всего Ближнего Востока. Однажды в ешиву обратился чрезвычайно способный юноша из Багдада, но администрация отказалась его принять, заявив, что не имеет средств на содержание дополнительного студента. Тогда р. Атья потребовал, чтобы недостающие средства ежемесячно вычислялись его жалования. Юноша был зачислен и с годами стал выдающимся знатоком Торы (Маасей авотейну, Браха).
Среди учеников р. Атьи выделялись р. Йеуда Цадка, р. Бен-Цион Аба-Шауль и р. Овадья Йосеф, ставшие духовными лидерами следующего поколения сефардской общины Земли Израиля.
В 5708 /1948/ году, в дни Войны за Независимость, здание ешивы было разрушено арабами, захватившими Старый город Йерушалаима. Большинство рукописей р. Атьи погибло в огне. После победы в Шестидневной войне 5727 /1967/ года здание было восстановлено на прежнем месте (Везэ шаар ашамаим с.481).
Бывший сефарский главный раввин Израиля р. Мордехай Элияу, также бывший учеником р. Атьи, свидетельствует, что в своей жизни не встречал мудреца, подобного его учителю, обладавшему фантастической эрудицией и невероятной свободой оперирования талмудическим материалом.
Р. Эзра Атья умер в Йерушалаиме девятнадцатого ияра 5730 /1970/ года.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.