Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Рабство, Гадоль из Минска, Холокост, Рав Александр Кац, Гетто, Литва
Раби Авраам-Дов-Бер бар Залман-Сендер Кахане-Шапиро (5631-5703 /1870-1943/ гг.) — выдающийся законоучитель, один из духовных лидеров евреев Литвы.
Праправнук р. Хаима Воложинера, основателя знаменитой Воложинской ешивы.
Родился на исходе Йом Кипура 5631 /1870/ года в белорусском городе Кобрине.
Изучал Тору под руководством отца, занимавшего пост раввина этого города.
Учился в Воложинской ешиве, где прославился под именем «илуй (вундеркинд) из Кобрина».
В возрасте двадцати одного года он был взят рекрутом в российскую армию. Свои отпускные часы молодой солдат проводил в домах учения. Однажды во время занятий Торой на него обратил внимание главный раввин г. Минска р. Йерухам-Йеуда-Лейб Перельман (Гадоль из Минска). В ходе беседы Гадоль быстро различил, что юноша в армейской шинели — выдающийся знаток Торы, место которого вовсе не в российской казарме. Использовав все свое влияние, Гадоль сумел освободить своего нового знакомого от армии — а некоторое время спустя р. Авраам-Дов-Бер женился на Рахели, дочери Гадоля из Минска (Гдолей адорот).
В 5656 /1896/ году, в возрасте двадцати пяти лет, р. Кахане-Шапиро стал раввином г. Смолевичей, возле Минска.
В 5666 /1906/ году он издал сборник своих алахических респонсов Двар Авраам (Слово Авраама) — эта книга имела большой успех и сразу же поставила его в ряд самых авторитетных законоучителей своего поколения.
В 5673 /1913/ году, в сорок четыре года, р. Кахане-Шапиро возглавил общину города Ковно (Каунаса), ставшего после первой мировой войны столицей независимой Литовской республики.
В последующие десятилетия р. Кахане-Шапиро являлся одним из общепризнанных духовных лидеров поколения — он был избран на пост наси (председателя) Совета раввинов Литвы.
В 5690 /1930/ году он опубликовал второй том книги Двар Авраам, включив в него не только свои новые респонсы, но аналитические заметки к Талмуду и алахическим кодексам.
Начало второй мировой войны застало его в Швейцарии, где он перенес тяжелейшую операцию и проходил длительный реабилитационный период. Друзья и близкие уговаривали его не возвращаться в Литву, но он ответил: «Капитан оставляет тонущий корабль последним, а не первым! В этот час беды мое место — с моей общиной» (Гдолей адорот).
Вскоре после того, как р. Кахане-Шапиро возвратился в Ковно, город оккупировали части Красной армии, а спустя год — немцы, которые переселили всех ковенских евреев в гетто, созданное в одном из пригородов — Слободке.
Осенью 5702 /1941/ года начались массовые «ликвидации». В один день, седьмого хешвана (28 октября), было уничтожено около десяти тысяч ковенских евреев — четверть общины, а к концу года в живых оставалось уже меньше половины обитателей гетто (Бесетер раам с.51,171).
Несмотря на то, что вновь обострившаяся болезнь лишила его возможности выходить из дома, а затем и приковала к постели, р. Кахане-Шапиро и в эти месяцы оставался духовным руководителем евреев гетто — именно к нему обращались за решением сложнейших алахических вопросов, которые порождала трагическая действительность.
Когда немецкие власти приказали всем евреям общины собраться на одной из центральных площадей города, представители юденрата (еврейской администрации гетто) запросили мнение раввина: следует ли им способствовать выполнению этого приказа или же, наоборот, саботировать его — ведь сбор на площади может оказаться подготовкой к окончательной «ликвидации». На протяжении всей ночи р. Кахане-Шапиро изучал алахические источники и постановил: выполнить распоряжение гестапо, но таким образом, чтобы в случае «ликвидации» уберечь как можно больше людей. В своем анализе ситуации он, вероятно, исходил из того, что открытый саботаж неминуемо приведет к немедленной гибели всего населения гетто (там же с.173-174).
В другой раз еврейские рабочие в гетто задали ему вопрос: следует ли им по-прежнему произносить одно из утренних благословений: «…за то, что Ты не сделал меня рабом» — ведь не бывает рабства большего, чем в нацистском гетто. «Как может раб произносить благословение свободного человека?!» — спрашивали они. В своем ответе р. Кахане-Шапиро подчеркнул, что это благословение подразумевает, в первую очередь, духовную свободу и независимость, и даже находясь в физическом рабстве, еврей сохраняет свободу выбора. «Именно сегодня следует произносить это благословение особенно осознанно, — пояснил он. — Мы должны чувствовать себя свободными людьми, временно находящимися в плену, и наше избавление скоро наступит» (там же с. 273,338-339).
Р. Кахане-Шапиро был одним из немногих обитателей литовских гетто, сумевших сохранить в неприкосновенности свою бороду, — он был готов отдать жизнь за то, чтобы ни в малейшей детали не изменить своего традиционного еврейского облика и не уступить нацистскому диктату ни в каких духовных вопросах (Гдолей адорот; Бесетер раам с.250).
И в гетто он продолжал усердные занятия Торой. Он писал алахическое исследование, посвященное проблеме агунот (женщин, чьи мужья пропали без вести), — эта тема была очень актуальна в гетто, поскольку нацисты в большинстве случаев не оставляли свидетелей своих убийств (Бесетер раам с.50).
Р. Авраам Кахане-Шапиро умер в шабат, двадцать второго адара-алеф 5703 /1943/ года, незадолго до полной ликвидации гетто. Ему было семьдесят два года.
Вопреки опасности, в его похоронах участвовало около десяти тысяч человек. На могиле было установлено деревянное надгробие с надписью: «Здесь погребен наш наставник р. Авраам-Дов-Бер Кахане-Шапиро, …который был надежным пастырем нашей общины на протяжении тридцати лет» (Гдолей адорот).
В 5706 /1946/ году в Нью-Йорке вышел в свет третий том его книги Двар Авраам — эту рукопись он успел переправить в Америку незадолго до начала нацистского вторжения в Литву. Большинство его рукописей погибло во время ликвидации гетто.
С разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.