Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, первый главный раввин государства Израиль

Раби Ицхак-Айзик Алеви Герцог (5648-5719 /1888-1959/ гг.) — выдающийся законоучитель, первый главный раввин государства Израиль.

Родился в польском городе Ломже.

Еще ребенком родители увезли его в Англию, где его отец стал раввином г. Лидса.

Изучал Тору под руководством отца. Получил также основательное общее образование.

В 5676 /1916/ году р. Герцог занял пост раввина ирландского города Белфаста. В 5679 /1919/ году он возглавил общину ирландской столицы г. Дублина, а в 5685 /1925/ году стал главным раввином независимой Ирландии.

Принимал активное участие в деятельности всемирного движения религиозного сионизма Мизрахи, стремящегося к созданию на Земле Израиля еврейского государства, живущего по законам Торы.

В 5696 /1936/ году, после смерти главного раввина Земли Израиля р. Авраама-Ицхака Кука, р. Герцог сменил его на этом посту и поселился в Иерусалиме.

В самом начале второй мировой войны, в 5700 /1940/ году, он посетил Лондон, чтобы способствовать спасению знатоков Торы в Польше и Литве, оккупированных немецкими и советскими войсками.

Встречаясь с видными представителями английского правительства, р. Герцог попытался добиться расширения эмиграционной квоты, чтобы оформить въездные сертификаты для сотен раввинов и студентов ешив, нашедших временное убежище в Вильно (Вильнюсе). Он также обратился к советскому послу в Англии И.М. Майскому с просьбой предоставить еврейским беженцам, имеющим въездные визы в другие страны, право транзитного проезда через территорию СССР (З. Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.53-54).

Благодаря решающему влиянию р. Герцога были получены дополнительные сертификаты, позволившие вырвать из рук НКВД таких выдающихся знатоков Торы, как р. Элиэзер-Йеуда Финкель из Мира, р. Ицхак-Зеев Соловейчик (Брискер Рав), р. Элазар-Менахем-Ман Шах и др. Р. Герцог принимал активное участие также и в операции по спасению из пылающей Европы р. Аарона Рокеаха (Ребе из Белза) (там же с.62-63; Бесетер раам с.78).

После окончания войны р. Герцог посвятил себя делу вызволения еврейских детей, оказавшихся в годы Катастрофы в христианских монастырях и семьях неевреев.

В месяце шват (январе) 5706 /1946/ года он прибыл в Европу и посетил целый ряд бывших концентрационных лагерей, где все еще находились освобожденные еврейские узники. «Я никогда не забуду, как собравшись вокруг меня, узники танцевали четыре часа подряд, — вспоминал р. Герцог об одном из таких посещений. — Они пели “Ани маамин…” (“Я верю полной верой в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он медлит, я все же буду ждать его прихода изо дня в день”). В те часы я чувствовал, что здесь сконцентрировалась вера всех поколений, от праотца Авраама до наших дней, — вера, закаленная испытанными страданиями». Р. Герцог «подолгу беседовал с каждым узником, стремясь залечить его горькие душевные раны», — «в глазах каждого из них отражалась трагедия, пережитая всем народом» (Бесетер раам с.508).

Благодаря тщательному сбору информации, р. Герцогу удалось обнаружить следы десятков тысяч детей, спрятанных в годы Катастрофы среди гоев — в Англии, Швеции, Голландии, Италии и других странах. В Польше и Франции большинство спасенных еврейских детей находилось в католических монастырях, в христианских приютах и в руках различных церковных организаций. Родственники этих детей энергично боролись за их возвращение, но руководители монастырей и католические власти категорически отказывались выдавать евреям своих подопечных — они скрывали местонахождение детей, меняли их имена, проводили обряд крещения. В надежде изменить ход событий, р. Герцог в конце зимы 5706 /1946/ года посетил папу римского Пия XII. Поблагодарив понтифика за спасение многих тысяч детей, р. Герцог попросил теперь возвратить спасенных их семьям. «Мы потеряли во время Катастрофы полтора миллиона детей и подростков, — написал р. Герцог в обращении, переданном Пию XII, — и если христианская церковь отнимет у нас спасшихся, это будет продолжением совершенных ранее преступлений». И хотя папа римский оставался глух ко всем просьбам, р. Герцог и его соратники не сдались. К месяцу тишрей 5707 /1946/ года им удалось вывести из Польши во Францию около пяти тысяч еврейских детей и юношей, а затем переправить их на Землю Израиля, чтобы дать им там традиционное еврейское воспитание (З. Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.117-122,129; Бесетер раам с.222,508).

Подводя итоги увиденному и услышанному в Европе, р. Герцог обвинял в преступлениях против еврейского народа не только гитлеровскую Германию, но и западные демократии, в которых видел соучастников геноцида. «Первоначально нацисты, захватившие Польшу, не собирались уничтожать ее население. …Например, в Варшаве евреи в течение долгого времени жили в гетто, и только значительно позже было принято решение об их истреблении. И, как известно, если бы другие государства открыли свои ворота перед евреями, немцы предоставили бы им возможность уйти. И лишь когда нацисты убедились, что мир не желает принимать евреев, они вынесли решение об окончательном истреблении» (Бесетер раам с.323).

После того, как пятого ияра (14 мая) 5708 /1948/ года была принята Декларация Независимости, р. Герцог стал первым ашкеназским раввином государства Израиль.

Он приложил немало усилий, чтобы объединить все религиозные течения и группировки для выборов в Кнессет первого созыва. В результате в первое израильское правительство вошло три министра от религиозных партий, в том числе и один из лидеров движения Мизрахи р. Йеуда-Лейб Маймон (Фишман) (Энциклопедия левейт Исраэль т.8).

В послевоенные годы р. Герцог приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей — из многих стран мира к нему обращались за решением спорных вопросов.

Его консультантом в вопросах, связанных с новыми технологиями, был знаменитый израильский физик профессор Зеев Лев, основатель иерусалимского института Махон Лев, в котором серьезное изучение Торы сочетается с получением высшего образования в области точных наук. В знак признательности р. Герцог занимался с профессором Левом Талмудом, изучая с ним в хавруте (паре) трактат Санхедрин (Атора амесамахат с.64).

Респонсы р. Герцога, посвященные вопросам семейного права, были объединены в книгу Эйхаль Ицхак («Чертог Ицхака»), вышедшую в свет в 5727 /1967/ году.

Его перу принадлежит также книга Торат аОэль («Тора шатра»), в которой рассматриваются законы, связанные с деятельностью верховного суда мудрецов — Великого Санхедрина.

Выдающийся законоучитель р. Шломо-Залман Ойербах, близко знавший р. Герцога, называл его «аристократом духа» и «царем Торы» (Атора амесамахат с.309).

Р. Ицхак-Айзик Герцог умер в Йерушалаиме тринадцатого тамуза 5719 /1959/ года.

 

Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.