Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся законоучитель, первый главный раввин государства Израиль

Раби Ицхак-Айзик Алеви Герцог (5648-5719 /1888-1959/ гг.) — выдающийся законоучитель, первый главный раввин государства Израиль.

Родился в польском городе Ломже.

Еще ребенком родители увезли его в Англию, где его отец стал раввином г. Лидса.

Изучал Тору под руководством отца. Получил также основательное общее образование.

В 5676 /1916/ году р. Герцог занял пост раввина ирландского города Белфаста. В 5679 /1919/ году он возглавил общину ирландской столицы г. Дублина, а в 5685 /1925/ году стал главным раввином независимой Ирландии.

Принимал активное участие в деятельности всемирного движения религиозного сионизма Мизрахи, стремящегося к созданию на Земле Израиля еврейского государства, живущего по законам Торы.

В 5696 /1936/ году, после смерти главного раввина Земли Израиля р. Авраама-Ицхака Кука, р. Герцог сменил его на этом посту и поселился в Иерусалиме.

В самом начале второй мировой войны, в 5700 /1940/ году, он посетил Лондон, чтобы способствовать спасению знатоков Торы в Польше и Литве, оккупированных немецкими и советскими войсками.

Встречаясь с видными представителями английского правительства, р. Герцог попытался добиться расширения эмиграционной квоты, чтобы оформить въездные сертификаты для сотен раввинов и студентов ешив, нашедших временное убежище в Вильно (Вильнюсе). Он также обратился к советскому послу в Англии И.М. Майскому с просьбой предоставить еврейским беженцам, имеющим въездные визы в другие страны, право транзитного проезда через территорию СССР (З. Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.53-54).

Благодаря решающему влиянию р. Герцога были получены дополнительные сертификаты, позволившие вырвать из рук НКВД таких выдающихся знатоков Торы, как р. Элиэзер-Йеуда Финкель из Мира, р. Ицхак-Зеев Соловейчик (Брискер Рав), р. Элазар-Менахем-Ман Шах и др. Р. Герцог принимал активное участие также и в операции по спасению из пылающей Европы р. Аарона Рокеаха (Ребе из Белза) (там же с.62-63; Бесетер раам с.78).

После окончания войны р. Герцог посвятил себя делу вызволения еврейских детей, оказавшихся в годы Катастрофы в христианских монастырях и семьях неевреев.

В месяце шват (январе) 5706 /1946/ года он прибыл в Европу и посетил целый ряд бывших концентрационных лагерей, где все еще находились освобожденные еврейские узники. «Я никогда не забуду, как собравшись вокруг меня, узники танцевали четыре часа подряд, — вспоминал р. Герцог об одном из таких посещений. — Они пели “Ани маамин…” (“Я верю полной верой в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он медлит, я все же буду ждать его прихода изо дня в день”). В те часы я чувствовал, что здесь сконцентрировалась вера всех поколений, от праотца Авраама до наших дней, — вера, закаленная испытанными страданиями». Р. Герцог «подолгу беседовал с каждым узником, стремясь залечить его горькие душевные раны», — «в глазах каждого из них отражалась трагедия, пережитая всем народом» (Бесетер раам с.508).

Благодаря тщательному сбору информации, р. Герцогу удалось обнаружить следы десятков тысяч детей, спрятанных в годы Катастрофы среди гоев — в Англии, Швеции, Голландии, Италии и других странах. В Польше и Франции большинство спасенных еврейских детей находилось в католических монастырях, в христианских приютах и в руках различных церковных организаций. Родственники этих детей энергично боролись за их возвращение, но руководители монастырей и католические власти категорически отказывались выдавать евреям своих подопечных — они скрывали местонахождение детей, меняли их имена, проводили обряд крещения. В надежде изменить ход событий, р. Герцог в конце зимы 5706 /1946/ года посетил папу римского Пия XII. Поблагодарив понтифика за спасение многих тысяч детей, р. Герцог попросил теперь возвратить спасенных их семьям. «Мы потеряли во время Катастрофы полтора миллиона детей и подростков, — написал р. Герцог в обращении, переданном Пию XII, — и если христианская церковь отнимет у нас спасшихся, это будет продолжением совершенных ранее преступлений». И хотя папа римский оставался глух ко всем просьбам, р. Герцог и его соратники не сдались. К месяцу тишрей 5707 /1946/ года им удалось вывести из Польши во Францию около пяти тысяч еврейских детей и юношей, а затем переправить их на Землю Израиля, чтобы дать им там традиционное еврейское воспитание (З. Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.117-122,129; Бесетер раам с.222,508).

Подводя итоги увиденному и услышанному в Европе, р. Герцог обвинял в преступлениях против еврейского народа не только гитлеровскую Германию, но и западные демократии, в которых видел соучастников геноцида. «Первоначально нацисты, захватившие Польшу, не собирались уничтожать ее население. …Например, в Варшаве евреи в течение долгого времени жили в гетто, и только значительно позже было принято решение об их истреблении. И, как известно, если бы другие государства открыли свои ворота перед евреями, немцы предоставили бы им возможность уйти. И лишь когда нацисты убедились, что мир не желает принимать евреев, они вынесли решение об окончательном истреблении» (Бесетер раам с.323).

После того, как пятого ияра (14 мая) 5708 /1948/ года была принята Декларация Независимости, р. Герцог стал первым ашкеназским раввином государства Израиль.

Он приложил немало усилий, чтобы объединить все религиозные течения и группировки для выборов в Кнессет первого созыва. В результате в первое израильское правительство вошло три министра от религиозных партий, в том числе и один из лидеров движения Мизрахи р. Йеуда-Лейб Маймон (Фишман) (Энциклопедия левейт Исраэль т.8).

В послевоенные годы р. Герцог приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей — из многих стран мира к нему обращались за решением спорных вопросов.

Его консультантом в вопросах, связанных с новыми технологиями, был знаменитый израильский физик профессор Зеев Лев, основатель иерусалимского института Махон Лев, в котором серьезное изучение Торы сочетается с получением высшего образования в области точных наук. В знак признательности р. Герцог занимался с профессором Левом Талмудом, изучая с ним в хавруте (паре) трактат Санхедрин (Атора амесамахат с.64).

Респонсы р. Герцога, посвященные вопросам семейного права, были объединены в книгу Эйхаль Ицхак («Чертог Ицхака»), вышедшую в свет в 5727 /1967/ году.

Его перу принадлежит также книга Торат аОэль («Тора шатра»), в которой рассматриваются законы, связанные с деятельностью верховного суда мудрецов — Великого Санхедрина.

Выдающийся законоучитель р. Шломо-Залман Ойербах, близко знавший р. Герцога, называл его «аристократом духа» и «царем Торы» (Атора амесамахат с.309).

Р. Ицхак-Айзик Герцог умер в Йерушалаиме тринадцатого тамуза 5719 /1959/ года.

 

Хотя Лея и была не самой любимой — свою вторую жену, Рахель, Яаков любил сильнее — именно от Леи ведут свой род половина израильских колен, в том числе, колено Йеуды. И именно Лея похоронена рядом Яковом в Хевроне. Читать дальше