Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Христианство, Раввин, Катастрофа, Рав Александр Кац, Государство Израиль, Религиозный сионизм
Раби Ицхак-Айзик Алеви Герцог (5648-5719 /1888-1959/ гг.) — выдающийся законоучитель, первый главный раввин государства Израиль.
Родился в польском городе Ломже.
Еще ребенком родители увезли его в Англию, где его отец стал раввином г. Лидса.
Изучал Тору под руководством отца. Получил также основательное общее образование.
В 5676 /1916/ году р. Герцог занял пост раввина ирландского города Белфаста. В 5679 /1919/ году он возглавил общину ирландской столицы г. Дублина, а в 5685 /1925/ году стал главным раввином независимой Ирландии.
Принимал активное участие в деятельности всемирного движения религиозного сионизма Мизрахи, стремящегося к созданию на Земле Израиля еврейского государства, живущего по законам Торы.
В 5696 /1936/ году, после смерти главного раввина Земли Израиля р. Авраама-Ицхака Кука, р. Герцог сменил его на этом посту и поселился в Иерусалиме.
В самом начале второй мировой войны, в 5700 /1940/ году, он посетил Лондон, чтобы способствовать спасению знатоков Торы в Польше и Литве, оккупированных немецкими и советскими войсками.
Встречаясь с видными представителями английского правительства, р. Герцог попытался добиться расширения эмиграционной квоты, чтобы оформить въездные сертификаты для сотен раввинов и студентов ешив, нашедших временное убежище в Вильно (Вильнюсе). Он также обратился к советскому послу в Англии И.М. Майскому с просьбой предоставить еврейским беженцам, имеющим въездные визы в другие страны, право транзитного проезда через территорию СССР (З. Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.53-54).
Благодаря решающему влиянию р. Герцога были получены дополнительные сертификаты, позволившие вырвать из рук НКВД таких выдающихся знатоков Торы, как р. Элиэзер-Йеуда Финкель из Мира, р. Ицхак-Зеев Соловейчик (Брискер Рав), р. Элазар-Менахем-Ман Шах и др. Р. Герцог принимал активное участие также и в операции по спасению из пылающей Европы р. Аарона Рокеаха (Ребе из Белза) (там же с.62-63; Бесетер раам с.78).
После окончания войны р. Герцог посвятил себя делу вызволения еврейских детей, оказавшихся в годы Катастрофы в христианских монастырях и семьях неевреев.
В месяце шват (январе) 5706 /1946/ года он прибыл в Европу и посетил целый ряд бывших концентрационных лагерей, где все еще находились освобожденные еврейские узники. «Я никогда не забуду, как собравшись вокруг меня, узники танцевали четыре часа подряд, — вспоминал р. Герцог об одном из таких посещений. — Они пели “Ани маамин…” (“Я верю полной верой в приход Машиаха, и, несмотря на то, что он медлит, я все же буду ждать его прихода изо дня в день”). В те часы я чувствовал, что здесь сконцентрировалась вера всех поколений, от праотца Авраама до наших дней, — вера, закаленная испытанными страданиями». Р. Герцог «подолгу беседовал с каждым узником, стремясь залечить его горькие душевные раны», — «в глазах каждого из них отражалась трагедия, пережитая всем народом» (Бесетер раам с.508).
Благодаря тщательному сбору информации, р. Герцогу удалось обнаружить следы десятков тысяч детей, спрятанных в годы Катастрофы среди гоев — в Англии, Швеции, Голландии, Италии и других странах. В Польше и Франции большинство спасенных еврейских детей находилось в католических монастырях, в христианских приютах и в руках различных церковных организаций. Родственники этих детей энергично боролись за их возвращение, но руководители монастырей и католические власти категорически отказывались выдавать евреям своих подопечных — они скрывали местонахождение детей, меняли их имена, проводили обряд крещения. В надежде изменить ход событий, р. Герцог в конце зимы 5706 /1946/ года посетил папу римского Пия XII. Поблагодарив понтифика за спасение многих тысяч детей, р. Герцог попросил теперь возвратить спасенных их семьям. «Мы потеряли во время Катастрофы полтора миллиона детей и подростков, — написал р. Герцог в обращении, переданном Пию XII, — и если христианская церковь отнимет у нас спасшихся, это будет продолжением совершенных ранее преступлений». И хотя папа римский оставался глух ко всем просьбам, р. Герцог и его соратники не сдались. К месяцу тишрей 5707 /1946/ года им удалось вывести из Польши во Францию около пяти тысяч еврейских детей и юношей, а затем переправить их на Землю Израиля, чтобы дать им там традиционное еврейское воспитание (З. Вархафтиг, Уцелевшие в годы Катастрофы с.117-122,129; Бесетер раам с.222,508).
Подводя итоги увиденному и услышанному в Европе, р. Герцог обвинял в преступлениях против еврейского народа не только гитлеровскую Германию, но и западные демократии, в которых видел соучастников геноцида. «Первоначально нацисты, захватившие Польшу, не собирались уничтожать ее население. …Например, в Варшаве евреи в течение долгого времени жили в гетто, и только значительно позже было принято решение об их истреблении. И, как известно, если бы другие государства открыли свои ворота перед евреями, немцы предоставили бы им возможность уйти. И лишь когда нацисты убедились, что мир не желает принимать евреев, они вынесли решение об окончательном истреблении» (Бесетер раам с.323).
После того, как пятого ияра (14 мая) 5708 /1948/ года была принята Декларация Независимости, р. Герцог стал первым ашкеназским раввином государства Израиль.
Он приложил немало усилий, чтобы объединить все религиозные течения и группировки для выборов в Кнессет первого созыва. В результате в первое израильское правительство вошло три министра от религиозных партий, в том числе и один из лидеров движения Мизрахи р. Йеуда-Лейб Маймон (Фишман) (Энциклопедия левейт Исраэль т.8).
В послевоенные годы р. Герцог приобрел статус одного из самых авторитетных законоучителей — из многих стран мира к нему обращались за решением спорных вопросов.
Его консультантом в вопросах, связанных с новыми технологиями, был знаменитый израильский физик профессор Зеев Лев, основатель иерусалимского института Махон Лев, в котором серьезное изучение Торы сочетается с получением высшего образования в области точных наук. В знак признательности р. Герцог занимался с профессором Левом Талмудом, изучая с ним в хавруте (паре) трактат Санхедрин (Атора амесамахат с.64).
Респонсы р. Герцога, посвященные вопросам семейного права, были объединены в книгу Эйхаль Ицхак («Чертог Ицхака»), вышедшую в свет в 5727 /1967/ году.
Его перу принадлежит также книга Торат аОэль («Тора шатра»), в которой рассматриваются законы, связанные с деятельностью верховного суда мудрецов — Великого Санхедрина.
Выдающийся законоучитель р. Шломо-Залман Ойербах, близко знавший р. Герцога, называл его «аристократом духа» и «царем Торы» (Атора амесамахат с.309).
Р. Ицхак-Айзик Герцог умер в Йерушалаиме тринадцатого тамуза 5719 /1959/ года.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»