Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Самопожертвование, Холокост, Хасиды, Рав Александр Кац
Раби Йехезкель бар Меир-Йехиэль Алеви Гольшток из Островца (5647-5703 /1887-1943/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Сын и ученик основателя хасидского «двора» в Островце р. Меира-Йехиэля Гольштока (Гаон из Островца).
Был раввином в небольших городках на западе Белоруссии.
В 5688 /1928/ году, после смерти отца, р. Йехезкель сменил его во главе «двора» в Островце.
Отличался исключительной личной святостью и вдохновенной страстностью своих молитв — слова молитв он, как правило, произносил громовым голосом, подобным рычанию льва (Гдолей адорот).
Написал книгу Кодшей Йехезкель («Святыни Йехезкеля»), посвященную порядку храмового служения и законам жертвоприношений.
Основал сеть ешив, названных в память об отце Бейт Меир («Дом Меира»).
Когда нацисты оккупировали западную часть Польши и до Островца стали доходить первые известия об уничтожении целых еврейских общин, р. Йехезкель отправился со своими ближайшими учениками к могиле отца и молился там в течение целого дня. Он вложил в склеп отца записку, на которой среди прочего написал: «Иди и предстань перед Троном Его славы, моли и проси Его сжалиться над евреями — опасность чересчур велика». По свидетельству его ученика, р. Йехезкель предвидел, что приговор евреям Восточной Европы уже вынесен и поэтому молился за спасение евреев Земли Израиля и Америки (Ки эш кадха беапи с.128).
С началом нацистской оккупации Белоруссии он был заключен в гетто, созданное в Островце.
Его дом в гетто оставался центром сбора хасидов — в шабат он по-прежнему устраивал тиш (хасидское застолье), во время которого пелись песни и произносились толкования Торы (Бесетер раам с.100).
Нацисты, которые охотились в первую очередь за еврейскими лидерами, арестовали р. Йехезкеля — над ним глумились, выбрили ему половину бороды. Хасидам удалось организовать его побег — его спрятали в другом гетто, расположенном в городке Кузмир. Узнав о том, что он скрывается именно в этом городе, гестапо потребовало от местного юденрата выдать его — в противном случае нацисты угрожали уничтожением всего тридцатитысячного населения кузмирского гетто. Тогда десять евреев явились к руководителю местного гестапо и предложили, чтобы нацисты казнили их вместо р. Йехезкеля. Гестаповец рассмеялся их наивности и сказал: «Так и быть — умрете вместе с вашим раввином» (Ки эш кадха беапи с.128; Бесетер раам с.100).
Когда р. Йехезкелю стало известно о требовании гестапо, он сказал охранявшим его хасидам: «Лучше я буду жертвоприношением за всю общину — а не наоборот». Десятого тевета 5703 /1943/ года, после утренней молитвы, он окунулся в микву, облачился в белые одежды, талит и тфилин — и вышел к нацистам. В тот же день его расстреляли на площади перед синагогой — вместе с десятью евреями, предложившими свои жизни за него. Перед смертью р. Йехезкель громовым голосом произнес: «Шма, Исроэль…! — Слушай, Израиль, Г-сподь — наш Б-г, Г-сподь един!» (Ки эш кадха беапи с.128; Бесетер раам с.100,416).
Хасидам удалось похоронить его в соответствии с еврейским обычаем (Ки эш кадха беапи с.128).
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»