Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Выдающийся знаток Торы и педагог

Раби Мордехай Погроманский (5663-5710 /1903-1950/ гг.) — выдающийся знаток Торы и педагог.

Родился в литовском городке Тавриге (Таураге).

Рос в семье далекой от еврейских традиций, получил светское начальное образование.

В 5677 /1917/ году р. Элияу Лупян, обратив внимание на феноменальную одаренность юного Мордехая, привлек его в знаменитую ешиву в г. Кельме, где тот вскоре стал одним из лучших учеников. Позднее он продолжил свое образование в ешиве г. Телза (Тельшая), возглавляемой р. Йосефом-Лейбом Блохом.

Юноша прославился на всю Литву под именем «илуй (вундеркинд) из Таврига».

В конце 5690 /1930/ годов р. Погроманский стал ведущим преподавателем в ешиве бельгийского городка Хейде.

Незадолго до начала второй мировой войны он посетил Литву и уже не сумел возвратиться в Бельгию. В годы нацистской оккупации был помещен в гетто, созданное в пригороде Ковно (Каунаса), Слободке.

Р. Погроманский был одним из немногих евреев, которым удалось спастись из ковенского гетто и пережить войну.

Его избавление произошло при весьма загадочных обстоятельствах — незадолго до полной ликвидации гетто. В Ковно, вне стен гетто, жил еврей, о еврейском происхождении которого окружающие не знали. Однажды во сне к нему явился отец и попросил спасти из гетто некого раввина Мордехая Погроманского. Этот сон повторился несколько раз, однако молодой человек даже боялся подумать о том, чтобы зайти в гетто и уж, тем более, там кого-то разыскивать. Однако в одном из последующих сновидений отец успокоил его: необходимо подойти лишь к ограде гетто, и первый еврей, который покажется за оградой, будет тем самым раввином. Отец также подробно объяснил, каким образом следует переправить этого еврея из гетто в город. Поняв, что его сон, действительно, является вещим, молодой человек ближайшей ночью подошел к ограде гетто. Он спросил первого увиденного им еврея: «Вы раби Погроманский?» Получив утвердительный ответ, он сообщил р. Мордехаю полученные от отца сведения: в одной из микв, расположенной прямо рядом с оградой гетто, имелся лаз, через который можно было проникнуть в Ковно. После благополучного побега молодой человек спрятал р. Погроманского в тайном убежище, в своем доме, находящемся в центре города. Они разговорились. Узнав из рассказа своего спасителя о том, что его жена — нееврейка, р. Мордехай содрогнулся и заявил, что не может больше ни минуты оставаться под его кровом. Хозяин попытался его предостеречь — ведь, покидая свое убежище, р. Мордехай обрекал себя на верную смерть. Но на все уговоры р. Мордехай отвечал, что не может находиться в доме, в котором столь цинично попираются запреты Торы. В конце концов, хозяин убедил его остаться еще на день — на условии, что за этот день он разведется с нееврейской женой. После мучительной внутренней борьбы молодой человек, пораженный непреклонностью раввина, выполнил поставленное условие. Р. Погроманский прожил в его доме до окончания войны — за это время хозяин дома полностью возвратился к соблюдению заповедей Торы и после войны, эмигрировав в США, создал там еврейскую семью (Гдолей адорот).

После оккупации Литвы Красной Армией р. Погроманский бежал в Польшу, а затем, сумев перейти границу, перебрался в Чехию, а оттуда — в оккупационную зону союзных армий.

Поселившись во французском городе Экс-ле-Бен, он открыл там школу для еврейских сирот, уцелевших в годы войны. В последующие годы он возглавил ешиву в пригороде Парижа, названную Шеэрит Аплейта («Уцелевший остаток»).

В 5709 /1949/ году, когда резко обострились болезни, приобретенные им в ковенском гетто, р. Погроманский выехал на лечение в Швейцарию. Он скончался в месяце шват 5710 /1950/ года — ему было всего лишь сорок семь лет.

Для захоронения его тело было перевезено в Землю Израиля. Среди оплакивающих его во время погребальной церемонии, состоявшейся в г. Бней-Браке, был и духовный лидер поколения р. Авраам-Йешая Карелиц (Хазон Иш) (Гдолей адорот).


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше