Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Холокост, Рав Александр Кац, Мусар, Освящение Имени Всевышнего
Раби Даниэль Мовшовец (5647-5701 /1887-1941/ гг.) — руководитель ешивы в Кельме, один из духовных лидеров движения Мусар.
Учился в ешивах Слободки и Кельма.
Женился на внучке основателя ешивы в Кельме р. Симхи-Зисла Зива (Сабы из Кельма).
Помогал своему тестю, р. Нахуму-Зееву Зиву, в руководстве ешивой, а после его смерти, последовавшей в 5676 /1916/ году, стал одним из машгиахов.
В 5691 /1931/ году р. Мовшовец возглавил ешиву в Кельме. Он основал при ешиве колель — высшую школу для семейных знатоков Торы.
Р. Даниэль Мовшовец погиб, освятив Имя Б-га, во время проводимой нацистами массовой ликвидации евреев Кельма, — ему было лишь пятьдесят четыре года.
Когда все члены кельмской общины, в том числе и учащиеся ешивы, уже стояли над вырытыми ямами перед дулами направленных на них пулеметов, р. Мовшовец попросил у немецкого офицера разрешение произнести последнее слово. Четко и спокойно, как на уроке в ешиве, он разъяснил общине основные положения, связанные с выполнением заповеди кидуш Ашем (освящение Имени). Офицер грозным окриком потребовал закругляться. Тогда р. Мовшовец произнес: «Мы теперь находимся как раз в той алахической ситуации, о которой я только что говорил. Нам предстоит освятить Его Имя — так, без страха, спокойно примем наш приговор». Затем он обернулся к офицеру и сказал: «Я закончил — теперь можете начинать вы» (Гдолей адорот).
Среди его учеников, переживших Катастрофу, был один из лидеров движения Мусар в нашем поколении р. Шломо Волбе, автор книги Алей Шур.
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»