Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Раввины, Ешива, Хафец Хаим, Гостеприимство, Рав Александр Кац, Мусар, Любовь к ближнему
Раби Нафтали бар Моше Троп (Агранат; 5631-5690 /1871-1929/ гг.) — выдающийся педагог, один из руководителей радинской «ешивы Хафец Хаима».
Родился тринадцатого нисана 5631 /1871/ в белорусском городе Гродно.
В четырнадцать лет стал учеником одного из духовных лидеров движения Мусар р. Симхи-Зисла Зива — Сабы из Кельма, основавшего в Кельме Бейт аТалмуд — высшую школу для особо одаренных молодых знатоков Торы.
Занимался также в ешиве Телза (Тельшая), возглавляемой р. Элиэзером Гордоном, и в ешиве Слободки — под руководством р. Натана-Цви Финкеля (Саба из Слободки) и р. Ицхака-Яакова Рабиновича (р. Ицеле Поневежера).
После женитьбы был направлен по инициативе р. Натана-Цви Финкеля в г. Радин, чтобы способствовать сближению «ешивы Хафец Хаима» с движением Мусар.
В 5665 /1905/ году Хафец Хаим, которому к тому времени уже было около семидесяти лет, назначил р. Тропа ведущим преподавателем в своей ешиве.
Р. Троп был очень близок к ученикам; с наиболее способными из них он учился в хавруте (паре), чтобы помочь каждому из них реализовать свой духовный потенциал. Бывало, что во время урока кто-нибудь из учеников задавал сложнейший вопрос, на который р. Троп не мог ответить сразу, — в таких случаях он занимался на протяжении всей ночи и, как только находил решение проблемы, бежал в общежитие к юноше, задавшему вопрос. Свою поспешность он объяснял так: «Я обязан быть милосердным к ученику — ведь и он, наверняка, не спит всю ночь, мучаясь над этой проблемой. Так, нельзя заставлять его страдать ни одной лишней минуты!» (Гдолей адорот).
С началом первой мировой войны, когда линия фронта подошла к Радину, р. Троп вместе с Хафец Хаимом и большой частью учеников отправился в глубь России. К зиме 5675 /1915/ года они временно обосновались в г. Смолевичах, возле Минска, а затем отступили вслед за русскими войсками до Могилева. В годы Гражданской войны ешива обосновалась в украинском городке Сновске, возле Чернигова, где еврейские беженцы пережили нападения различных банд, голод, эпидемии и разруху. В 5681 /1921/ году им удалось возвратиться в Радин, ставший к этому времени частью независимого польского государства. В послевоенные годы ешива, руководство которой целиком легло на плечи р. Тропа, вновь пережила период расцвета и приобрела статус одного из самых авторитетных центров еврейского воспитания.
Как и Хафец Хаим, р. Троп прославился своим гостеприимством — в его доме постоянно ночевали странники и паломники, посещавшие Радин. Однажды одному из гостей не хватило в доме кровати, и дочь р. Тропа дала ему деньги на ночлег в городской гостинице. Узнав об этом, р. Троп с возмущением спросил у дочери: «А почему ты сама не пошла ночевать в гостиницу?! Потому что знаешь, что здесь твой дом! Но ты должна понимать, что дом всех неимущих и бедняков — тоже здесь. И ни у кого из членов нашей семьи нет преимущественного права перед гостями» (Гдолей адорот). В другой раз, когда одному из нищих странников не хватило места в доме, р. Троп сам отправился разыскивать его по ночному городу — извинился перед ним и устроил ночевать в своей комнате (там же).
Однажды он пригласил к себе на ночлег известного вора, оказавшегося проездом в Радине, — р. Троп не пожалел никаких усилий, чтобы сделать пребывание этого гостя под его кровом максимально комфортабельным и приятным. На вопрос домочадцев, почему он уделяет столько внимания «этому подозрительному типу», р. Троп ответил: «В Торе сказано, что вор обязан возвратить украденное, а в ряде случаев также заплатить штраф. Но где написано, что на него не распространяются законы гостеприимства?! Разве он не еврей?! Разве он не человек, такой же, как мы — ведь наш праотец Авраам оказывал гостеприимство даже арабам! Другое дело, что он может украсть что-нибудь из домашней утвари. Поэтому-то я и уделил ему столько времени и не отходил от него ни на шаг — чтобы не дать ему оступиться» (там же).
Р. Нафтали Троп умер от кровоизлияния в мозг на исходе праздника Рош ашана 5690 /1929/ года, не дожив до своего шестидесятилетия.
Когда он лежал на смертном одре, ученики ешивы обходили город и призывали евреев пожертвовать частички своих жизней, чтобы глава ешивы не умер. Один давал день, другой — месяц, третий — полгода, однако приговор Небесного Суда уже был «подписан и запечатан» (там же).
Во главе радинской ешивы р. Тропа сменил его зять р. Барух-Йосеф Файвелзон (умер в 5693 /1933/ г.), а затем — сын р. Авраам-Хаим Троп.
Уроки р. Нафтали Тропа, записанные его учениками, были изданы под названием Хидушей Агранат (Открытия Аграната /Агранат — аббревиатура слов Агаон Рабейну Нафтали Троп/). В 5749 /1989/ году вышло в свет значительно расширенное и дополненное издание этой книги.
С разрешения издательства Швут Ами
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.