Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Ближайший ученик Виленского Гаона, один из руководителей общины «литваков» в Цфате и Йерушалаиме.

Раби Сеадья бар Натан-Нотэ из Вильно (умер в 5573 /1813/ г.) — ближайший ученик Виленского Гаона, один из руководителей общины «литваков» в Цфате и Йерушалаиме.

Более десяти лет занимался в доме учения Виленского Гаона.

По свидетельству сыновей Гаона, р. Сеадья «оставил дом и пришел слушать Тору из уст Гаона; он в течение долгих лет прислуживал Гаону и многому учился у него изо дня в день» (Предисловие сыновей Гаона к его книге Биур Агра).

В последующие годы р. Сеадья стал талмид-хавером Гаона: они вместе изучили несколько трактатов Талмуда, а также кабалистический трактат Эц хаим (Древо жизни) и другие книги, содержащие учение Аризаля.

До самой смерти Гаона р. Сеадья был распорядителем и габаем (казначеем) в его доме учения.

В 5557 /1797/ году р. Сеадья посетил по поручению Гаона многие общины Белоруссии и Литвы, чтобы разъяснить позицию Гаона в отношении хасидизма.

Еще летом 5556 /1796/ года в Вильно стало известно, что группа хасидов, странствуя по городам Европы, распространяет слух о том, будто Гаон якобы раскаялся в своем противостоянии хасидизму. Более того, в эту группу входил самозванец, выдававший себя за сына Гаона. Чтобы опровергнуть клевету, Виленский Гаон написал специальное послание, в котором указывал: «Я, как и прежде, стою на своем посту». В качестве «правой руки» Гаона, р. Сеадья был направлен для распространения его взглядов (Сефер Викуах). Глава хасидов Белорусии р. Шнеур-Залман из Ляд (Алтер Ребе) вспоминал, что «Гаон вложил свое мнение в уста своего посланца р. Сеадьи, который говорил лишь от имени наставника — а, безусловно, не от себя» (Игрот Бааль Атания увней доро).

После смерти Виленского Гаона, последовавшей в 5558 /1797/ году, р. Сеадья в течение длительного времени оставался габаем дома учения, в котором по-прежнему занимались последователи Гаона, а затем, в 5570 /1810/ году, он вместе с группой учеников Гаона направился на Святую Землю и поселился в г. Цфате. Он стремился организовать жизнь цфатской общины в полном соответствии с алахическими взглядами своего наставника.

На Земле Израиля р. Сеадья вел подробные записи, в которых воспроизводил обычаи, принятые в окружении Гаона и его доме учения. Впоследствии эти записи вошли в качестве основной части в книгу Маасе рав (Пример наставника), изданную учениками Гаона в 5589 /1829/ году — через пятнадцать лет после смерти р. Сеадьи.

В 5572 /1812/ году р. Сеадья и многие другие члены общины бежали из Цфата, где вспыхнула эпидемия.

Беглецы нашли временное прибежище в Йерушалаиме, однако вскоре губительный мор настиг их и здесь. В середине лета 5573 /1813/ году тяжело заболел сын р. Сеадьи, р. Натан-Нета, и врачи предрекали смертельный исход. Тогда р. Сеадья созвал всю общину к Котелю (Стене плача) и обратился к Творцу с молитвой. «Если Высший Суд решил, что его душа должна покинуть этот мир, то пускай я буду ему заменой, — попросил он, — ведь я из-за своей глубокой старости и слабости уже не могу, как следует служить Творцу». Возвратившись в дом, р. Сеадья увидел, что сыну стало заметно лучше, — а спустя несколько дней он окончательно выздоровел.

В тот же день, двадцать восьмого ава 5573 /1813/ года, р. Сеадья был призван в Небесную Ешиву.

И хотя в те дни в связи с требованиями карантина жители Йерушалаима сидели запершись по своим домам, тем не менее, на похороны р. Сеадьи собрались все евреи города. Вскоре выяснилась, что смерть праведника искупила общину, — эпидемия прекратилась (Гдолей адорот).

С разрешения издательства Швут Ами


Чтобы понять, почему Храм был построен именно в Иерусалиме, нам следует сначала понять, каковы функции Храма. А затем вдуматься: в чём сущность Иерусалима и почему именно этот город подходит для того, чтобы в нём был построен Храм. Попытаемся же задуматься, в чём сущность Иерусалима, чем он отличается от других городов? Читать дальше

Гибель Иерусалима

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

«Оживший» мертвец

Журнал «Мир Торы»

Предлагаем вашему вниманию рассказ из книги Менахема Герлица «Ерушалаим шель мале» - «Этот возвышенный город» в переводе Александра Красильщикова.

Западная Стена Храма — Котель Маарави

Журнал «Мишпаха»

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма. По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача... Западная Стена Храма — Котель Маарави. Обычаи, факты и даты.

Берлин и Иерусалим

Раби Меир Симха из Двинска Ор Самеах

Рабби Симха Меир Коэн из Двинска о цикличности еврейской истории, «прогрессе», гордыне и регрессе

История еврейского народа 32. Осажденный Иерусалим

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Весной 3828 (68) года Тит подтянул свои войска к Иерусалиму.

Святость Храма и Стены Плача. Законы скорби о разрушении Храма

Толдот Йешурун

В преддверии поста 10 Тевета важно вспомнить основные детали траура по разрушенному Храму и законов, связанных со святостью Западной стены (Стены Плача). Десятого тевета войска Царя Вавилона Навуходоносора начали осаду Иерусалима, которая привела, в конце концов, к разрушению Первого Храма и вавилонскому изгнанию. С разрушением Первого храма мы потеряли великие духовные ценности, которыми народ был благословлён в то время, и потеря их чувствуется во всех поколениях. На десятое тевета распространяются все законы установленных постов: запрет есть и пить с момента появления первого света (амуд ашахар) до появления звёзд, молитвы «слихот», чтение Торы, добавление молитвы «Анену» в шмоне эсре

История еврейского народа 6. Эзра и Нехемия

Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»

Духовная жизнь в Эрец Исраэль. Эзра-спаситель. Народное собрание. Миссия Нехемии.

Саба Кадиша

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Уже в молодые годы р. Альфандари стал известен как бааль мофет — чудотворец, чьи слова способны оказывать влияние на реальность. Один из таких случаев произошел на глазах множества свидетелей. Группа ученых-натуралистов обсуждала в его присутствии вопрос о причинах землетрясений: в дискуссии назывались многочисленные геологические и климатические факторы, вызывающие это грозное явление природы. В конце концов, ученые пришли к выводу, что в настоящий момент в районе Стамбула никаких естественных предпосылок для зарождения «подземной бури» не существует. «Знайте, — обратился к ним р. Альфандари, — что хотя, по вашим прогнозам, землетрясение сейчас никак не может произойти, но если Творец захочет, чтобы оно произошло именно сейчас, то так и будет». В этот момент раздался тревожный подземный гул, и весь Стамбул был потрясен могучим содроганьем земли