Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Виленский Гаон, Ешива, Медицина, Рав Александр Кац, Литва
Раби Биньямин бар Шломо-Залман Ривлин — глава ешивы г. Шклова.
Один из ближайших учеников Виленского Гаона.
Был родственником р. Йеошуа Цейтлина и его компаньоном в торговых делах.
Вместе с р. Цейтлиным способствовал превращению Шклова в духовный центр евреев Белоруссии и Литвы — второй по значению после Вильно (Вильнюса).
В 5532 /1772/ году он организовал в Шклове ешиву, в которой воплотил методы изучения и преподавания Торы, воспринятые им от Гаона. Деятельность ешивы финансировал р. Цейтлин (р. Дов Элиах, Агаон с. 402).
По воспоминаниям современника р. Биньямин «был веселым и добросердечным человеком, относящимся к каждому с любовью». Он радовал сердца своих учеников «увлекательными рассказами о великих мудрецах Израиля, и в первую очередь, о своем наставнике Гаоне из Вильно». И каждый раз, когда он упоминал имя Гаона, «было заметно, что его охватывают дрожь и трепет» (Сарей амеа 2:8).
В 5564 /1804/ году в шкловской типографии р. Ривлин издал небольшую по объему книгу Гевиэй гавиа акесеф (Грани серебряного кубка), в которой изложил ключевые идеи и концепции, воспринятые им от Гаона.
В первом издании книга вышла без указания имени автора. Многие разделы в этой книге начинаются словами «Я слышал от своего наставника Гаона, благословенна память о нем…».
В последующих поколениях эту книгу дважды переиздали — в 5658 /1898/ году в Варшаве, уже с указанием автора, и в 5743 /1983/ году — в Йерушалаиме.
В годы старости р. Ривлин, полностью оставив коммерческую деятельность, поселился в принадлежащем р. Цейтлину имении Устье и целиком посвятил себя изучению Торы.
По свидетельству современника, часто посещавшего Устье, р. Биньямин «был старцем с длинной, ниспадающей бородой — очень высокого роста, на голову выше всех окружающих». Он «занимался весь день и всю ночь, не выпуская из рук графитового карандаша, которым делал многочисленные заметки на полях изучаемых книг». Каждое утро, кроме шабата, р. Биньямин окунался в реку, зимой проделывая прорубь во льду. Он не пил вина и прочих крепких напитков, не ел ни хлеба, ни мяса — даже в праздники и шабаты, питаясь только зернами, плодами и, в редких случаях, картошкой и рыбой. Летом он по нескольку часов в день собирал лекарственные травы и коренья, а затем изготовлял из них целебные эликсиры — «в полном соответствии с фармацевтической наукой, которую он в совершенстве изучил по книгам иноземных ученых». Он лечил всех обитателей Устья — и даже сам хозяин имения р. Йеошуа Цейтлин «не обращался ни к каким другим врачам, кроме р. Биньямина» (Сарей амеа 2:8).
В 5569 /1809/ году р. Биньямин Ривлин переехал в Землю Израиля и поселился в г. Цфате.
Его сын, р. Гилель Ривлин (5518-5598 /1757-1838/ гг.), был одним из основателей и руководителей общины «литваков» в Йерушалаиме.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Яаков служил за Рахель семь лет. Почему он выбрал именно этот временной промежуток, а также сколько денег в пересчете на шекели он уплатил будущему тестю Лавану за любимую женщину.
Раби Элиэзер бен Орканос,
из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер»
Всевышний увидел переживания Леи из-за того, что Рахель Яаков любил больше, и послал ей в утешение сына
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун
Меир Левин
Однажды мне захотелось объяснить за субботней трапезой, кем был Авраам
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если Авраам — это корень еврейского народа, а Ицхак — часть дерева от корня до ствола, то Яаков — это сам ствол…
Рав Маариль Блох,
из цикла «Уроки Знания»
Нам очень трудно представить себе как достичь столь высокой ступени в верности Б-гу, чтобы получить право по своей воле направлять ангелов, как обычных людей