Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Краткая биография»

Исерлес, раби Моше бен Исраэль, сокращенно Рама (ашкеназские евреи произносят — Рамо), родился ок. 1525 года в Кракове, умер там же в 1572 году, на Лаг-Баомер. Выдающийся кодификатор законов Торы. Происходил из богатой семьи, славившейся своим учеными. Уже в молодости пользовался авторитетом выдающегося талмудиста. С 1550 года член краковского бейт-дина. Основал в родном городе ешиву, которую содержал на свой счет. Переписывался практически со всеми крупными законоучителями своего времени, среди которых были раби Шломо Лурия и раби Йосеф Каро (составитель Шульхан-Аруха). Решения Рамо по всем вопросам безусловно признавались всеми общинами Европы.

Рав Лурия о нем сказал, перефразируя известное выражение о Рамбаме: «Ми-Моше ад Моше ло кам ке-Моше, От Моше (Рамбама) до Моше (Рамо) не было Моше (как Рамо)». Эта надпись была написана на его могиле рядом с синагогой, в которой он молился. Синагога простояла вплоть до нацистских погромов.

Главный труд его жизни — Мапа (Скатерть) — приложения к Шульхан-Аруху, основному кодексу законов, которым располагает еврейский мир. Сначала он задумал его как сборник пояснений к «Арба Турим» раби Яакова бен Ашер. Но после выхода в свет книги раби Й.Каро «Бейт Йосеф», в которой по существу была совершена та же работа, Рамо решил изменить форму своего сочинения, превратив его в дополнения к труду Каро. При этом он привел в нем постановления, опущенные Каро, а также обычаи, принятые в ашкеназских общинах. Кроме сборников законов и комментариев к Талмуду, Рамо написал также много книг по философии и кабале.

Изучая Шульхан-Арух как свод законов Устной Торы, за окончательное решение во всех расхождениях между р.Й.Каро и р.Исерлесом мы принимаем мнение последнего.


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Кицур Шульхан Арух 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Приготовление еды в Йом-Тов

Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции

Рав Лейб Гельфанд

Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»