Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Испытания, Честность, Хасидизм, Александр Кац
Раби Рефаэль из Бершади (5511—5587 /1751—1827/ гг.) — хасидский праведник.
Учился у р. Пинхаса Шапиро из Кореца (см.), младшего друга основателя хасидского движения р. Исраэля Баааль-Шем-Това (Бешт; см.).
Возглавлял хасидскую общину г. Бершади на Украине.
Отличался скромностью и простотой: он никогда не занимал в доме молитвы раввинского места и никогда не одевал особых раввинских одежд (Сарей амеа 3:8).
Подобно своему наставнику, р. Пинхасу из Кореца, он всю жизнь вырабатывал в себе, а затем в своих учениках и хасидах, абсолютную честность.
Предание рассказывает, что он стремился повлиять даже на маленьких детей. Встречая ребенка на улице городка, он обычно угощал его сладостями, играл с ним, а на прощание говорил: «Сынок, очень-очень постарайся не врать, и наверняка вырастишь хорошим евреем» (там же).
Однажды, когда его собственный сын солгал, р. Рефаэль пережил такое тяжелое потрясение, что не смог успокоиться, пока не отсидел по этому сыну семь дней траура, как по умершему или изменившему своей вере (Гдолей адорот).
В годы старости р. Рефаэль столкнулся с тяжелейшим испытанием своей порядочности: обстоятельства заставляли его отступить от правды, воплощением которой он был в глазах современников.
Случилось так, что его свидетельство должно было стать решающим в деле еврея, обвиняемого в торговле контрабандным товаром. Р. Рефаэль знал, что этот человек виновен — по действующему закону суд мог приговорить его к длительному тюремному заключению и даже к казни. Однако жена и дети обвиняемого умоляли р. Рефаэля дать свидетельство в его пользу. В течение многих дней они не покидали дом р. Рефаэля, со слезами упрашивая не лишать их единственного кормильца. В ночь перед судом р. Рефаэль заперся в своей комнате и молился. Домочадцы слышали, как он громко восклицал: «Г-споди, пожалуйста, забери мою душу! Забери меня из этого мира лжи! Я не хочу врать!». Он проплакал всю ночь, а под утро его душа оставила тело. Через несколько часов стало известно, что обвиняемый сознался в своем преступлении, так как не желал, чтобы праведнику пришлось из-за него лгать (Сарей амеа 3:8; Гдолей адорот).
Р. Рефаэль из Бершади умер пятнадцатого тевета 5587 /1827/ года.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Замир Коэн,
из цикла «Тора и Наука»
Археологи нашли документы, подтверждающие слова Торы об освобождение евреев из египетского рабства и о чудесах, связанных с этим событием!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Бо
Рав Гедалия Спинадель
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Рав Гедалия Спинадель
Творец укрепил сердце фараона, чтобы тот не отпускал евреев. Почему Он стал это делать именно после шестой казни?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Рав Ицхак Зильбер о недельной главе Ваэра
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Великая суббота • Гафтара Великой субботы • Память о чуде • Еще несколько слов о Великой субботе • Обычаи Великой субботы • Десятое Нисана • Временное и постоянное
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Беседы на тему недельной главы Бо