Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Шаббат, Хасидизм, Александр Кац, Любовь к ближнему
Раби Хаим бар Шломо из Черновцов (умер в 5578 /1818/ г.) — один из духовных лидеров поколения.
Его наставником был р. Йехиэль-Михл из Злочева (см.), ученик основателя хасидского движения р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт; см.).
По завершении периода ученичества р. Хаим был главным раввином в крупных общинах Могилева, Кишинева и Черновцов.
Р. Хаима называли «человеком Шабата». По свидетельству современников, в этот день он «был особенно свят» и «казался другим человеком во всех отношениях — даже ростом и внешним видом».
Всю неделю он питался хлебом и луком, но уже со среды начинал закупать мясо, рыбу, изысканное вино и лучшие лакомства — для приближающегося шабата. Купленное лихвод Шабат (в честь Шабата) он сам приносил домой, не позволяя никому выполнять за него эту работу. Всю неделю он светился радостью, предвкушая приближение желанной гостьи — Царицы-Шабат.
Современники вспоминали, что, когда р. Хаим в канун Шабата возвращался из миквы, «он казался на голову выше, весь его облик разительно изменялся — и таким он оставался на протяжении всего святого дня».
В ночь Шабата, воодушевленный святостью этого праздника, он вообще не ложился спать. Стих Торы «И пусть хранят Шабат сыны Израиля» (Шмот 31:16) р. Хаим толковал особенным образом: «Следует хранить Шабат так, как будто ты часовой, которому запрещено спать на посту» (Сарей амеа 4:16; Гдолей адорот).
Подобно первым великим наставникам хасидизма, р. Хаим относился ко всем евреям с терпимостью, состраданием и любовью.
Когда его единственный сын сбился с пути и своими поступками позорил отца перед всей общиной, р. Хаим продолжал относиться к нему с любовью, заботился о нем и ни в чем ему не отказывал. На недоуменные вопросы хасидов он объяснял: «Я хочу показать Б-гу, что даже к самым непутевым и испорченным детям следует относиться с состраданием и великой любовью, замечая в них лишь хорошее» (Сарей амеа, там же).
Р. Хаим написал целый ряд значительных сочинений. В книге Бэер маим хаим (Колодец с живой водой) приведены его толкования Пятикнижия. В трактатах Сидуро шель шабат (Порядок Шабата) и Шаар атфила (Врата молитвы) рассматриваются законодательные и кабалистические аспекты проведения шабата и молитвенного сосредоточения. И, наконец, в его книге Эрец ахаим (Земля жизни) содержатся его аналитические заметки по поводу талмудического трактата Брахот.
В последние годы жизни р. Хаим переехал в Землю Израиля и поселился в Цфате. Там он и умер двадцать седьмого кислева 5578 /1818/ года
Похоронен на старинном кладбище Цфата, в пещере, расположенной рядом с могилами р. Йосефа Каро (см.), составителя кодекса Шульхан арух, и р. Моше Альшейха (см.).
с разрешения издательства Швут Ами
Читайте интересную статью про Шабат
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.