Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Богдан Хмельницкий, Бааль Шем Тов, Радость, Хасиды, Александр Кац
Раби Барух бар Йехиэль из Меджибожа (5513—5571 /1753—1810/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Внук р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт; см.).
Родился в г. Меджибоже — в семье р. Йехиэля Ашкенази и ребецин Адели, единственной дочери Бешта. Его старшим братом был р. Моше-Хаим-Эфраим из Сиделкова (см.), автор книги Дегель махане Эфраим (Знамя стана Эфраима).
После смерти Бешта, последовавшей в 5520 /1760/ году, Барух воспитывался в доме р. Пинхаса Шапиро из Кореца (см.). Учился у ближайших последователей Бешта — р. Дова-Бера (Магида из Межерича; см.) и р. Яакова-Йосефа из Полонной (Толдот Яаков-Йосеф; см.).
В 5540 /1780/ году р. Барух стал раввином г. Тульчина, расположенного в Подолии, на одном из притоков Южного Буга.
Восемь лет спустя он возвратился в Меджибож и возглавил общину этого города. Он стал общепризнанным лидером хасидов Подолии, видевших в нем непосредственного преемника Бешта.
Благодаря щедрым приношениям хасидов, р. Барух жил в исключительной роскоши — его «двор» в Меджибоже мог соперничать с фамильными поместьями самых крупных польских магнатов.
Дом р. Баруха был всегда открыт для странников, получавших щедрое угощение и место для ночлега, — некоторые из них оставались у него в течение недель и даже месяцев. Особенно много гостей собиралось за его субботним столом (Сарей амеа 3:10).
Предание рассказывает, что время от времени р. Барух страдал приступами безысходной тоски — в такие дни он запирался в своей комнате и никого к себе не впускал. По свидетельству его учеников, эти приступы начались еще в Тульчине: они были вызваны его непрестанными размышлениями о страданиях, перенесенных народом Израиля в изгнании, — ведь именно в Тульчине, за сто тридцать два года до того, как там поселился р. Барух, произошел один из самых кровавых погромов, совершенных казаками Богдана Хмельницкого. Войдя в город, казаки установили знамя и объявили: «Кто хочет принять крещение, пусть станет под это знамя — и останется жив!». И поскольку на призыв никто не откликнулся, казаки тут же, на месте, перерезали всю общину — младенцев на руках матерей и стариков рядом с внуками. Эти картины кровавой резни без конца преследовали р. Баруха, и ему казалось, что он наяву видит все происшедшее. Именно мучительные приступы безысходности заставили его покинуть Тульчин, но видения не оставили его и в Меджибоже. Чтобы облегчить страдания р. Баруха, его друзья пригласили в Меджибож знаменитого хасидского бадхана (острослова) р. Гершеле Острополера, потомка выдающегося кабалиста р. Шимшона Острополера (см.), также павшего от рук казаков Хмельницкого. Своим искрометным юмором р. Гершеле сумел в значительной степени исцелить израненную душу праведника, столь остро воспринимавшего бесконечные страдания своего народа (там же).
Предание рассказывает, что однажды внук р. Баруха прибежал к нему в слезах, требуя утешения. Оказалось, что играя в прятки с приятелем, внук очень долго сидел в укрытии, — а затем, выглянув, увидел, что приятель, увлекшийся другой игрой, и не думал его искать. Услышав рассказ ребенка, р. Барух разрыдался вместе с ним, причитая: «То же самое случилось и с Б-гом — Он укрылся, но никто не хочет Его искать!» (Гдолей адорот).
Р. Барух из Меджибожа умер восемнадцатого кислева 5571 /1810/ года.
Его изречения и размышления о Торе собраны в книге Амирот теарот (Чистые речения).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?