Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Богдан Хмельницкий, Бааль Шем Тов, Радость, Хасиды, Александр Кац
Раби Барух бар Йехиэль из Меджибожа (5513—5571 /1753—1810/ гг.) — выдающийся хасидский наставник.
Внук р. Исраэля Бааль-Шем-Това (Бешт; см.).
Родился в г. Меджибоже — в семье р. Йехиэля Ашкенази и ребецин Адели, единственной дочери Бешта. Его старшим братом был р. Моше-Хаим-Эфраим из Сиделкова (см.), автор книги Дегель махане Эфраим (Знамя стана Эфраима).
После смерти Бешта, последовавшей в 5520 /1760/ году, Барух воспитывался в доме р. Пинхаса Шапиро из Кореца (см.). Учился у ближайших последователей Бешта — р. Дова-Бера (Магида из Межерича; см.) и р. Яакова-Йосефа из Полонной (Толдот Яаков-Йосеф; см.).
В 5540 /1780/ году р. Барух стал раввином г. Тульчина, расположенного в Подолии, на одном из притоков Южного Буга.
Восемь лет спустя он возвратился в Меджибож и возглавил общину этого города. Он стал общепризнанным лидером хасидов Подолии, видевших в нем непосредственного преемника Бешта.
Благодаря щедрым приношениям хасидов, р. Барух жил в исключительной роскоши — его «двор» в Меджибоже мог соперничать с фамильными поместьями самых крупных польских магнатов.
Дом р. Баруха был всегда открыт для странников, получавших щедрое угощение и место для ночлега, — некоторые из них оставались у него в течение недель и даже месяцев. Особенно много гостей собиралось за его субботним столом (Сарей амеа 3:10).
Предание рассказывает, что время от времени р. Барух страдал приступами безысходной тоски — в такие дни он запирался в своей комнате и никого к себе не впускал. По свидетельству его учеников, эти приступы начались еще в Тульчине: они были вызваны его непрестанными размышлениями о страданиях, перенесенных народом Израиля в изгнании, — ведь именно в Тульчине, за сто тридцать два года до того, как там поселился р. Барух, произошел один из самых кровавых погромов, совершенных казаками Богдана Хмельницкого. Войдя в город, казаки установили знамя и объявили: «Кто хочет принять крещение, пусть станет под это знамя — и останется жив!». И поскольку на призыв никто не откликнулся, казаки тут же, на месте, перерезали всю общину — младенцев на руках матерей и стариков рядом с внуками. Эти картины кровавой резни без конца преследовали р. Баруха, и ему казалось, что он наяву видит все происшедшее. Именно мучительные приступы безысходности заставили его покинуть Тульчин, но видения не оставили его и в Меджибоже. Чтобы облегчить страдания р. Баруха, его друзья пригласили в Меджибож знаменитого хасидского бадхана (острослова) р. Гершеле Острополера, потомка выдающегося кабалиста р. Шимшона Острополера (см.), также павшего от рук казаков Хмельницкого. Своим искрометным юмором р. Гершеле сумел в значительной степени исцелить израненную душу праведника, столь остро воспринимавшего бесконечные страдания своего народа (там же).
Предание рассказывает, что однажды внук р. Баруха прибежал к нему в слезах, требуя утешения. Оказалось, что играя в прятки с приятелем, внук очень долго сидел в укрытии, — а затем, выглянув, увидел, что приятель, увлекшийся другой игрой, и не думал его искать. Услышав рассказ ребенка, р. Барух разрыдался вместе с ним, причитая: «То же самое случилось и с Б-гом — Он укрылся, но никто не хочет Его искать!» (Гдолей адорот).
Р. Барух из Меджибожа умер восемнадцатого кислева 5571 /1810/ года.
Его изречения и размышления о Торе собраны в книге Амирот теарот (Чистые речения).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»