Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Наиболее авторитетный в своем поколении законоучитель и талмудист

Раби Элиэзер бар Натан из Майнца (Рааван; ок. 4850-4930 /ок. 1090-1170/ гг.) — наиболее авторитетный в своем поколении законоучитель еврейских общин Германии.

Родился и учился в г. Майнце, а затем стал даяном в родном городе.

Его законодательные постановления пользовались исключительным авторитетом среди евреев всей Германии и Франции; из самых отдаленных общин диаспоры к нему обращались за решением наиболее сложных алахических проблем.

В 4910 /1150/ году вместе с внуками великого Раши, Рашбамом и рабейну Тамом, он возглавил съезд ста пятидесяти ведущих законоучителей, проводимый в городе Труа. На этом форуме были приняты важнейшие алахические постановления, обязательные для всех общин: запрет евреям обращаться в нееврейский суд с иском против других евреев, запрет принимать от нееврейских властей назначения на руководящие должности в еврейской общине и др.

Рашбам, духовный лидер французских евреев, который был по возрасту значительно старше Раавана, тем не менее, почтительно называл его «главою колен Израиля», «гаоном» и «праведником, на котором держится мир».

Рааван собрал свои наиболее значительные респонсы, алахические послания и законодательные решения в книгу, названную им Эвен аэзер (Камень помощи).

Это знаменитое название было взято им из стиха книги Шмуэля (I, 7:12): «И взял Шмуэль один камень, и поставил между Мицпе и Шейном, и назвал его Эвен аэзер (Камень помощи), сказав: До этого места помогал нам Б-г». Вместе с тем, в слове эвен (камень) было зашифровано имя автора.

Весь материал, включенный автором в эту книгу, расположен в соответствии с тематическим порядком Талмуда. В Эвен аэзере подробно разъясняются и обосновываются многие обычаи и молитвы, специфические для общин Ашкеназа (еврейское название Германии).

Некоторые из написанных им элегий (слихот и кинот), а также его религиозные гимны (пиюты) включены в ашкеназские махзоры — праздничные молитвенники.

Рааван скончался в городке Вюрцбурге, достигнув восьмидесятилетнего возраста.

Согласно преданию, он завещал, чтобы его тело было помещено в лодку и спущено по Рейну в сторону Майнца. Так и было сделано: как бы повинуясь руке незримого кормчего, лодка причалила у пристани Майнца, и евреи города с почетом погребли своего великого мудреца (Праким бетолдот Исраэль).

От Раавана из Майнца берет начало цепь выдающихся законоучителей. Его внуком был Раавья, знаменитый раввин из Кельна, а правнуком — Рош, один из величайших еврейских законоучителей всех времен. Сын и ученик Роша р. Яаков бар Ашер (Тур; см.) составил основополагающий свод еврейского закона Арбаа турим, и один из четырех основных разделов этого кодекса он назвал Эвен аэзер — в честь великой книги своего пращура Раавана.

С разрешения издательства Швут Ами


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.