Темы: Воспитание детей, Мировоззренческие вопросы, Женщина, Мирьям Климовская, Материнство
Зачем рожают детей? Н.
Уважаемая Н.!
Судя по тому, что Вы задаете свой вопрос на сайте, посвященном Торе, Вы хотите знать ответ на него именно с точки зрения Торы. Но такой общий вопрос можно понимать совершенно по-разному: от «Почему религиозные евреи рожают много детей?» и до «Зачем люди вообще рожают детей?». Первый — наиболее часто задаваемый, и ответ на него, конечно же, надо искать там же, где и ответы на все еврейские вопросы, — в Торе. Но прежде, чем мы узнаем, что сказано в Торе, остановимся немного на втором варианте.
В наше время с катастрофической скоростью набирает сторонников движение childfree («свобода от детей»): интеллигентные, высокообразованные и хорошо обеспеченные молодые люди решают, что в их благоустроенном, увлекательном, гедонистическом мире ребенку — даже одному! — места нет. Им и так хорошо. Дамы берегут свою фигуру и карьеру, не хотят проходить через «кошмар» родов, да и собаки или попугайчика, чтобы было о ком заботиться, им вполне хватает… Понятно, что за всеми «философиями» (спасти землю от перенаселения; рожать можно, только когда сможешь гарантировать ребенку все-все-все; размножение — «животный» процесс, не для продвинутых, творческих людей и т.п.) стоит элементарный инфантильный эгоизм. Но поразительно то, что возразить на их аргументы в общем-то и нечего. Вдруг оказывается, что вне религиозной сферы ответа на вопрос «зачем рожать детей» просто не существует! Только эмоции. Судите сами:
«Дети — это такое счастье!» — «Для кого-то счастье, для кого-то — обуза: крики, пеленки, бессонные ночи, выкачивание средств, неблагодарность подросших отпрысков…»
«Дети — это наше продолжение» — «Только для тех, кому больше нечего после себя оставить».
«Женщина без материнского инстинкта — не женщина» — «Да, я терпеть не могу детей, но мне все равно, женщина я или нет, я не хуже других, а пользы обществу приношу и побольше многих».
«Если никто не будет рожать, человечество вымрет» — «Ну и пусть вымирает. Но ему это пока не грозит — рожающих дураков еще хватает».
«А кто тебе стакан воды на старости лет подаст?» — «А всем ли их дети подают? А мне за мои деньги будет кому подать».
И так далее…
Мы видим, что отказ от рождения детей — логичное следствие атеистического мировоззрения, утверждающего, что человек — случайный продукт бесцельного и бессмысленного эволюционного процесса. Если у существования мира и человека в нем нет никакого смысла и никакой цели, то никто никому ничего не должен. Не нужно производить потомство. Не надо быть порядочным и честным в делах. Не надо соблюдать законы. Не надо ни с кем ничем делиться. Живем в свое удовольствие, пока не умрем, а если есть запреты на какие-то удовольствия, почему мы должны их соблюдать? После нас — хоть потоп! Единственный дискомфорт — когда наши желания сталкиваются с чужими. Но и это можно решить — или договорившись, или путем борьбы. Последнее даже интересней — дает цель, занятие. На время позволяет забыть, что жизнь бессмысленна…
Цинично? А что же можно противопоставить такому мировоззрению? Только понимание, что мир не случаен, и мы, как и все в нем, созданы с определенной целью, и что Хозяин мира четко разъяснил эту цель и средства ее достижения нашим праотцам, а они передали нам это знание. Коротко говоря, это и есть Тора. Письменная Тора подобна краткому конспекту, который невозможно полностью понять без переданных по традиции объяснений, а Устная Тора — расширенное и подробное руководство к действию.
Вот что говорит Письменная Тора. В Пятикнижии, в начале первой главы Берешит сказано так: «И благословил их Б-г, и сказал им Б-г: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю…» (Берешит 1:28). Это повеление, данное первому человеку, Адаму, сразу после его сотворения. В главе Ноах мы встречаем эти слова дважды: «И благословил Б-г Ноаха и его сынов, и сказал Он им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Берешит 9:1). «А вы плодитесь и размножайтесь, воскишите на земле и умножайтесь на ней» (Берешит 9:7). Комментаторы объясняют, что первый стих — это благословение, а последний — повеление. Причем непосредственно перед ним говорится о запрете убийства, а поскольку в Торе нет случайных совпадений, комментаторы из «соседства» этих стихов делают вывод, что неоправданное воздержание от деторождения в какой-то мере приравнивается к убийству.
Как мы видим, повеление плодиться и размножаться дано всему человечеству, причем дважды: сначала Адаму и Хаве, а потом, после Потопа, — Ноаху и его потомкам, то есть нам. Это также одна из 613 заповедей, данных еврейскому народу. Содержание заповеди подробно разъясняется: кто обязан ее выполнять, когда она считается выполненной, а когда — нет, в каких случаях разрешено предохранение от беременности, а когда даже — не дай Б-г! — и ее прерывание. Все эти вопросы выясняются у раввина. И по-настоящему богобоязненные люди стремятся выполнять эту заповедь наилучшим образом.
Как мы видим, отношение Торы к «чайлдфри» и им подобным может быть только отрицательным. Но можно ли назвать это явление новым, прогрессивным? В Торе можно найти все — есть ли там упоминание о «чайлдфри»? Разумеется, есть! Еще в главе Берешит, где описывается жизнь нескольких поколений после Адама, сказано так: «И взял себе Лемех двух жен: имя одной — Ада, а имя второй — Цила» (Берешит 4:19). Объясняют комментаторы, что в те времена люди завели себе обычай брать двух жен: одну — для рождения и воспитания детей, а другую — для развлечений. Узаконенный адюльтер вместе с «чайлдфри». Что случилось потом, мы знаем: спустя несколько поколений вконец развратившееся человечество и животный мир, который оно задействовало для своих порочных «экспериментов», были уничтожены водами Потопа…
Другой пример мы встречаем в главе Вайешев. Эр, старший сын Йеуды, сына нашего праотца Яакова, женился на красавице Тамар. Но он был «плох в глазах Г-спода, и умертвил его Г-сподь» (Берешит 38:7). Чем же он был плох? Объясняют комментаторы: он губил свое семя, чтобы его жена не зачала и не поблекла ее красота. Чем не современный «чайлдфри», заботящийся о фигуре жены (а точнее, о собственном удовольствии)? Его брат Онан, женившийся на ней после его смерти по закону о левиратном браке (йибум), вел себя так же, но уже по другой причине — он не хотел, чтобы его ребенок, как положено в таких случаях, считался потомством его умершего брата. Из-за этой своей ревности он вскоре последовал за ним, а также «удостоился» того, что его грех, в отличие от греха Эра, был описан в Торе открытым текстом, а его имя увековечено в мире для определения подобных занятий. Таким образом, мы видим, что человек, не желающий продолжать свой род, «плох в глазах Г-спода», но, как правило, Всевышний, в Своем милосердии, не посылает грешнику наказание сразу, а дает ему время исправиться.
И напоследок — немного о личном. Да, у нас, слава Б-гу, много детей, как принято говорить, по религиозным убеждениям. Но — какое счастье, что у нас такие убеждения!
С уважением, Мирьям Климовская
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?