Темы: Женщина, Депрессия, Отчуждение, Страхи, Самооценка, Самосовершенствование
Добрый день, уважаемые раввины и консультанты! В последнее время часто думаю о цитате: «Кто по душе людям, тот по душе и Всевышнему, кто людям не по душе, тот и Всевышнему не по душе».
И, к сожалению, в последннее время я людям не по душе — теряю друзей, кто-то мне напрямую сказал, что «ты манипулируешь и играешь в “жертву”». Не хочу впадать в отчаяние, потому что еще есть пара людей, которые мне дороги, но боюсь и их потерять.
Они мне говорят, что я хорошая, а я вот смотрю на свои ошибки и думаю, как скоро они меня «разоблачат» (надеюсь, что я правда хорошая и всё исправлю, если вдруг).
Вопрос такой: как спокойно, не скатываясь в вину и отрицание, разобраться в своем поведении и принять свои ошибки, несмотря на то, что часть из них откровенно паршивые. Вижу и понимаю: да, тут была манипуляция. Не хочу манипулировать, но уже как будто автоматически это получается.
Еще пример манипуляции: когда приезжала в родной город, мне предложил встретиться знакомый. Потом он не ответил, и я написала: в чем сложность сказать, если ты передумал? Некомфортно и обидно. Он ответил, что на работе проблемы и немного не до этого. Через некоторое время я ему написала, что мне страшно уезжать в Израиль из-за войны, и, если вдруг захочешь, может, всё-таки встретимся?
Мы встретились. Но ощущение, что я его «дожала». Постфактум думаю: ну, не встретились бы, в принципе — ни жарко, ни холодно, а на работе у него и правда проблемы были, и работает он очень много. Потом немного общались, но меня гложет стыд, что он теперь думает, что он что-то мне должен, а не общается добровольно.
И вот, если совсем честно, да, война, но не так уж и страшно было, она началась, когда меня не было в Израиле, и была возможность никуда не ехать.
Или еще: мы поссорились в подругой из-за разных политических взглядов на ситуацию в Израиле. Подругу не оправдываю, и я на нее действительно злюсь за то, что она считает, что Израиль агрессор. Но и себя не оправдываю тоже: написала в своем блоге, что она антисемит (без указания имени, естественно, но ее это задело, и я виню себя за это).
И как понять, что я исправилась? Это вообще возможно в моем возрасте (29)? Что можно почитать на эту тему? N.
Шалом, уважаемая N.
Прежде всего, хочу сказать: вызывает уважение, что Вы задаёте такой глубокий и откровенный вопрос. То, что Вы осознаёте своё поведение и хотите его изменить, — это уже половина успеха.
Конечно, всё можно исправить, когда есть желание, и возраст тут не имеет значения. Люди и в 80 лет приходят к тшуве (раскаянию) и меняют всю свою жизнь, а Вы совсем молодая и, можно сказать, «вовремя спохватились» (конечно, лучше раньше, чем позже).
Чтобы по-настоящему измениться и перестать манипулировать, важно понять, что Вам эта манипуляция даёт.
Что Вы «получаете» в тот момент, когда играете в «жертву»?
Скорее всего, люди начинают Вас жалеть и делают то, что Вы хотите. Это то, что происходит снаружи, а внутри?
Что Вы чувствуете внутри, когда люди Вас жалеют и делают то, что Вы хотите?
Вы получаете больше внимания от окружающих и чувствуете себя более значимой и ценной? Или, может быть, «играя в жертву», Вы стремитесь «привязать» к себе людей, так как боитесь, что иначе Вас оставят и Вы останетесь одна?
Или Вы стараетесь таким образом быть в центре, так как боитесь остаться «за бортом»? Или когда люди начинают делать то, что Вы хотите, Вы испытываете чувство превосходства? Или ощущение власти?
Какую внутреннюю цель Вы постоянно преследуете? И чем более искренне Вы ответите на этот вопрос, тем успешнее будет Ваша работа над собой.
А какая работа?
Когда человек достигает своей внутренней цели, например, с помощью манипуляции добивается того, что все начинают относиттся к нему с большим вниманием и сочувствием, стараются во всём помочь и т.д., он ощущает полноту жизни, его самооценка растёт, у него есть желание жить.
А если цель не достигнута, ему становится очень плохо, он чувствует, что его все оставили, и, раз так, значит, он ничего не стоит…
Поэтому важно понять, что наша самооценка и наше внутреннее ощущение себя не зависят от других людей. Человек учится говорить себе: «Да, я не получаю сейчас того внимания, которое мне бы хотелось получить, и ничего страшного не случилось, мне никто ничего не должен».
Таким образом, человек из нищего с протянутой рукой становится полноценным, самодостаточным, из манипулятивного и постоянно пребывающего «в роли» становится естественным и искренним. И все вокруг это чувствуют.
Что касается чувства вины: оно только разрушает и уж точно не придаёт сил в душевной работе. Очень хорошо, что Вы сейчас понимаете свои ошибки и стараетесь их исправить. Так изначально запланировано: «…семь раз упадёт праведный, но встанет» (Мишлей 24:16). Без ошибок человек никогда ничему не научится.
Как понять, что Вы «исправились»?
Вы поймете это в тот момент, когда кто-то сделает что-то, что Вам не понравится, а Вы не предпримете никаких действий и не скажете ничего, чтобы изменить его поведение. Т.е. просто примете это так, как есть.
На самом деле это работа всей нашей жизни — научиться принимать людей в частности и всю ситуацию в целом.
Желаю большого терпения, выдержки и помощи Небес в Вашей душевной работе.
С уважением, Лея Хмельницкая
Сегодня, отвечает Ципора Харитан
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его