Темы: Наказание, Воспитание детей, Отчуждение в семье, Чрезмерная строгость, Ита Минкина, Грубость и насилие, Насилие
Шалом! Пожалуйста, объясните изречение царя Соломона: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Как понимать эту притчу? Можно ли бить маленьких детей? Сосед говорит, что до 3-х лет можно, так как ребенок еще полностью не понимает слова и единственное, что он точно поймёт, когда его шлёпнут по попе. Как-то даже слышал такое высказывание: «Мол, для розги и предназначено мягкое место». Так ли это? В.
Уважаемый В.!
Спасибо за Ваш вопрос. Наверняка, многим родителям, знающим это изречение царя Шломо, было бы интересно разобраться, в чем тут дело.
Приведу Вам цитату из книги (записи цикла лекций о воспитании) рава Шломо Вольбе зацаль, — одного из крупнейших раввинов, мыслителей и наставников нашего поколения, где напрямую рассматривается этот вопрос:
Сказано в книге пророка Зхарьи: «…и взял себе два посоха, один назвал я Ноам (приятность), а другой назвал Ховлим (ранящие), и пас я овец этих» (11, 7). Есть посох, которым наказывают и ранят, а есть посох, который также служит для воспитания, но для воспитания удовольствием — «посохом Приятным»!
Нужно знать, что «посох Приятный» — это тоже посох, но он не причиняет боли. Если я ребенка поощряю — это тоже посох. Если ребенок совершил хороший поступок, я дам ему шоколадку — это тоже посох, но это посох Приятный.
Невозможно представить, насколько разрушительно для ребенка, когда взрослый бьет по-настоящему. Рав Элияу Лопьян зацаль всегда говорил нам: «С детьми — только по-хорошему». Он говорил, что под старость сокрушается из-за каждого шлепка, который дал своим детям, когда те были маленькими. Рав Элияу вырастил одиннадцать детей, и несколько из них сегодня — главы больших ешив.
Мудрецы говорят, что у каждого растения есть свой ангел, который ударяет его и говорит ему: «Расти!». Это значит, что сила, побуждающая к росту, на языке мудрецов называется «удар». Естественно, речь не идет о том, что рядом с каждым растением сидит пухлый розовощекий ангелок с белыми крылышками, держит палочку и ударяет ею по листикам. Мудрецы имеют в виду: существует сила, вызывающая рост. И эту силу они называют «удар», ее воздействие — «ударяет».
Так мы можем понять выражение «Кто жалеет розги, тот ненавидит сына». Речь не идет о том, чтобы драть ребенка розгами. Есть методы, с помощью которых можно направить его рост.
Здесь надо указать еще на один момент, с которым мы часто сталкиваемся. В Талмуде (Кидушин 30) приводится спор: до какого возраста можно ударить ребенка — до шестнадцати лет или до двадцати четырех? Если отец ударяет ребенка старше этого возраста, он преступает заповедь «перед слепым не ставь преграду» (Ваикра 19, 14), потому что ребенок восстанет против него и, возможно, даст ему сдачи. Таков спор в Талмуде. В сегодняшней нашей реальности ударить трехлетнего ребенка — уже означает преступить заповедь «перед слепым не ставь преграду». Потому что уже в этом возрасте видно, что ребенок восстает против родителя. Вы можете видеть, как ребенок, получивший пощечину, уже пытается «вернуть» ее взрослому. Он замахивается. Достать до папы пока не может, но его движение очень ясное. Это стоит иметь в виду.
В прошлых поколениях было иначе. У детей были силы переносить наказание. И они были более устойчивыми по характеру: им не приносило ущерба иногда вытерпеть телесное наказание. Но сегодня вся атмосфера — восставать против взрослых, особенно здесь, в Израиле. Если кто-то захочет унизить своего ребенка, подвергнув его телесному наказанию, это нанесет непоправимый вред. И, повзрослев, такой ребенок «закроется» от своих родителей. Тогда уже невозможно будет построить с ним устойчивые открытые отношения.
Однако есть исключения — в напряженные моменты. Например, вечер и детям пора спать. А в доме, слава Б-гу, несколько детей и все шалят и кричат. Мама, уставшая за целый день, дает несколько шлепков, и становится тихо. Это — «аптечка первой помощи». Об этом речь не идет. Я говорю о том, что использовать телесные наказания как систему воспитания — ошибка.
С уважением, Ита Минкина
Читайте также: тема Воспитание детей
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его