Темы: Заповеди, Наши родители, Почитание родителей, Долголетие
Здравствуйте. Такой у меня вопрос: правильно ли я поступаю? В пятой заповеди написано, что нужно чтить родителей. В семье у меня есть только мать. Я не уважаю её, потому что она абсолютно неадекватная женщина, у которой в речи через каждое слово мат.
Она очень склочная и любит поругаться с каждым, ненавидит людей, называя их идиотами, но не видит таких же качеств в себе. А на меня постоянно срывается, винит во всех своих неудачах, орёт матом и даже поднимает руку. Имею ли я право не уважать её? Ведь это — всё равно что уважать агрессора? N.
Шалом, уважаемая N.
Спасибо Вам за вопрос. Поскольку Вы спрашиваете именно об уважении к маме, я затрону в своём ответе только эту сторону Вашего вопроса.
Уважение к «недостойным родителям» — это «к сожалению» актуальная тема, так как нередко у людей возникают тяжёлые отношения с родителями, когда родители недовольны, постоянно критикуют, суют нос не в свои дела, командуют и даже унижают. И вопрос: «Как же, при всём при этом, их можно уважать?» — волнует очень многих.
А ответ на него достаточно простой, хотя и совсем непростой для выполнения. Дело в том, что в Торе два раза приводится эта заповедь: в книге Шмот (20:12): «Чти отца твоего и мать твою, дабы продлились дни твои на земле, которую Господь, Б-г твой, дает тебе».
И в книге Дварим (5:16): «Чти отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Б-г твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо было тебе на земле, которую Господь, Б-г твой, отдает тебе».
В обоих случаях Тора подчёркивает, что заповедь почитания родителей дана для нашего же блага («дабы продлились дни твои», «и чтобы хорошо было тебе»), но ни в том, ни в другом случае не сказано, что родителей надо уважать, только если они достойны уважения.
Более того, как известно, заповедь об уважении к родителям была начертана на первых скрижалях. В чём различие между первыми и вторыми скрижалями?
Одно из объяснений: на первых скрижалях были заповеди «между человеком и Всевышним» (т.е. обязанности, которые человек должен выполнять по отношению к Б-гу), а на вторых — заповеди «между человеком и его ближним» (т.е. обязанности, которые человек должен выполнять по отношению к другому человеку).
Несмотря на не всегда приятную действительность, мы продолжаем с полной готовностью, от всего сердца соблюдать заповеди, не предъявляя претензий к Всевышнему. Именно так следует выполнять заповедь по отношению к родителям, ведь они для нас — не частные люди, а посланники Б-га.
Другое объяснение: на первых скрижалях были заповеди, которые невозможно постичь с помощью человеческой логики и здравого смысла, а на вторых — заповеди, которые абсолютно понятны и естественны для любого человеческого сообщества.
Говорят наши мудрецы: это значит, что заповедь почитания родителей не поддаётся нашему пониманию. Почему? Потому что естественно и логично, что мы готовы уважать человека, который достойно и деликатно себя ведёт, никого не обижает, не прибегает к насилию, сохраняет дистанцию и не суёт нос, куда не следует.
А если человек ведет себя иначе, здравый смысл подсказывает, что он не достоин уважения. А с родителями такой подход не работает. Так что это совершенно нелогичная заповедь, мы обязаны их уважать даже, когда они плохо себя ведут.
И последнее. Сказано в Торе: «Бойтесь каждый матери своей и отца своего…» (Ваикра 19:3). И сказано в Гмаре (Кидушин 31 б), что одно из проявлений такого страха, трепета перед родителями — в том, что МЫ НЕ МОЖЕМ СТОЯТЬ НА МЕСТЕ РОДИТЕЛЕЙ, т.е. не можем занять их место.
Как в физическом, так и (согласно толкованию) в духовном аспекте.
С другой стороны, сказано, что нельзя судить другого человека, пока не окажемся НА ЕГО МЕСТЕ (Пиркей Авот 2:4). Т.е., раз мы не можем оказаться на месте родителей никогда, значит, не имеем права ни судить их, ни осуждать. И даже просто оценивать: хорошо они поступают или плохо.
Поэтому, когда мама поступает подобным образом: устраивает склоки, ругается матом, ненавидит людей, обвиняет Вас во всём, поднимает руку, это, конечно, очень тяжело. И тем более — уважать такого человека. Но…
В это время мы должны осознать, что родители для нас — посланники Б-га, и всё, что они делают по отношению к нам, — это «Сам Всевышний говорит» с нами. Значит, по каким-то причинам мы должны прожить эту ситуацию.
Наша задача — это принять ситуацию и работать над собой. Главное — всегда помнить, что МЫ НИЖЕ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ, и это понимание поможет нам выполнить непростую заповедь почитать их.
И самое важное: от выполнения этой заповеди зависит вся наша жизнь, ведь стих, который мы привели выше (Дварим 5:16), содержит условие: «Чти отца твоего и мать твою, как повелел тебе Господь, Б-г твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо было тебе на земле, которую Господь, Б-г твой, отдает тебе».
Т.е., если мы будем уважать родителей, то у нас будет всё хорошо в жизни.
А так как родители обычно ощущают, что дают детям всё самое лучшее, то когда они видят, что дети их не уважают, — начинают сами требовать уважения к себе, иногда даже — силовыми и некрасивыми способами. Чтобы мы, выполняя эту заповедь, смогли получить все предназначенные нам блага в этой жизни.
Желаю Вам большой выдержки и душевных сил, а также — помощи с Небес в выполнении этой великой заповеди.
С уважением, Лея Хмельницкая
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его