Темы: Наши родители, Почитание родителей, Психологические травмы, Насилие, Элияу Левин, Зависимости
Шалом. В Торе есть Заповедь, что, если человек ударит своего отца или мать, да будет предан смерти.
Но у меня вопрос. А если эти самые родители, скажем, мать (поскольку отца нет) в детстве не уделяла внимания ребёнку, ходила налево-направо, выпивала алкоголь (была зависима)? Избивала его, если ей что-то не нравилось, кричала на него? Не было любви, а потом так получилось, что из-за этого всего ребёнок жил в интернате?
И после всего этого — как можно почитать свою мать или отца? Грех ли было поднимать руку на таких родителей? Ведь даже в Торе написано, что, если тебя родители призывают поклоняться другому богу, а не Истинному, да будут преданы смерти. СМЕРТИ.
Но сказано, что те, кто ударит родителей, тоже будут преданы смерти. Можете объяснить всё это? Буду очень благодарен вам. И вы поможете найти мне ответ! N.
Шалом, N.!
Нарушение заповеди почитания родителей действительно является одним из самых тяжких преступлений. Причем в те времена, когда у еврейских судебных органов были такие полномочия, смертная казнь полагалась не только за нанесение ран, но и за словесное оскорбление родителей — запрещено их ругать, проклинать.
Как быть с родителями, которые издевались над своими детьми? Приведем слова одного из известнейших еврейских мудрецов Турции — раби Хаима Фаладжи. Он разъясняет суть заповеди почитания родителей следующим образом:
«На первый взгляд, Тора вообще не должна предписывать нам чтить отца и мать, ведь это само собой разумеется — разве можно быть неблагодарным тем людям, которые даровали тебе жизнь? Однако Тора говорит как раз о тех родителях, которых сложно почитать. И без повеления Торы можно было бы подумать, что в таких случаях мы освобождаемся от обязанности почитания».
Иными словами, проблематичные родители — главный «объект» заповеди почитания.
По мнению автора «Шульхан Аруха», даже если родители являются грешниками, дети всё равно обязаны почитать их. Тем более это верно в наше время: многие люди настолько далеки от Торы и заповедей, что все их нарушения нельзя назвать сознательными… Соответственно, такие родители даже статуса сознательных грешников не имеют, и нет никаких оснований освобождать детей от заповеди почитать их…
Вы правы: есть ситуации, когда суд допускает, чтобы дети способствовали казни родителей. Но речь идет о конкретных случаях, когда родители занимаются сознательной пропагандой идолопоклонства. (Важно отметить, что этот закон сегодня неприменим, так как не существует Верховного еврейского Суда — Санхедрина, — имеющего такие полномочия). На все остальные случаи этот закон не распространяется.
Не случайно награда за выполнение заповеди почитания родителей так велика — долголетие. Если бы чтить проблематичных родителей не было настолько сложно, Тора не гарантировала бы нам за это долгие годы жизни…
С уважением, Элияу Левин
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Благословения, которые дает Всевышний людям, несут огромное благо. Наши же благословения Б-га являются восхвалением и прославлением.
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Рав Эльяким Залкинд
Почему Яаков побоялся подниматься по лестнице?
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Леви Гдалевич
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»
Рав Леви Гдалевич,
из цикла «Лестница Яакова»