Темы: Ципора Харитан, Наши родители, Уважение, Отношения с внуками, Совместное проживание, Свекровь
Шалом, уважаемые раввины и рабанит! Спасибо Вам за мудрые советы! Много Вам здоровья!! У меня накопились вопросы об отношениях между свекровью и невесткой. В данном случае невестка — это я.
Вопрос следующий. Я 3 года прожила у свекрови с детьми и мужем. Она ко мне очень хорошо относилась, помогала, чем могла, практически кормила нас полностью, всегда делала нам всем хорошие подарки по праздникам и т. д. Мы с ней практически ни разу не поругались. Может, было несколько моментов, где мы немного недопонимали друг друга и обижались, но всё мирно в целом было. За что ей отдельное спасибо.
Но дело в том, что мы с ней абсолютно разные люди. Она — советский светский человек, а мы с мужем, ее сыном, вернулись к традициям, стали соблюдать заповеди и т. д. По этой причине мы и отделились от нее, и для нее это был удар, ведь она рассчитывала всю жизнь жить с нами, так как она одинокая. Она живёт нами. И мне очень неудобно оттого, что я не оправдала ее надежд. И как бы чувствую сейчас себя неблагодарной, что ли, точнее она внушила мне это. Как бы шутя, говорила, что мы ее бросили и т. п.
Но я не могла дальше жить с ней, несмотря на ее добрый характер и отношение к нам, ведь у нас растут дети и она, являясь хозяйкой, жила как язычница, со всеми праздниками, обычаями своими, ну, и естественно дети много видели и слышали от нее неправильного, это самое главное.
И к тому же я себя не ощущала там ни женой полноценно, ни хозяйкой, ни матерью. Словно две женщины были детям моим мамами, а мужу женами. Я думаю, Вы согласитесь, что так жить неправильно. Скажите, пожалуйста, как снять с себя чувство вины? Я поступила неблагодарно по отношению к ней?
И, вообще, когда тебе делают добро люди, считать себя обязанной им? Я всегда рада помочь ей, если нужно, чем смогу, я так и сказала ей, чтобы она знала, что мы есть и мы всегда поможем. Разве этого недостаточно? Или от меня ещё что-то требуется как от невестки?
Она сейчас охладела ко мне, и мы не общаемся уже. Только если я раз в неделю привожу детей к ней, она тогда только общается, как будто ничего не было, но как только мы за порог, она со мной не общается, не пишет, не звонит, и я уже перестала. А когда мы уходим от нее, она плачет, и я чувствую себя — словно я плохая такая, лишила бабушку внуков, которыми она жила, а ведь она нам помогала столько и т. д. Помогите, пожалуйста, понять, права ли я или — как надо себя вести по отношению к ней.
Дело ещё в том, что она мне неприятна, несмотря на ее доброе отношение к нам: мы абсолютно разные люди с ней во всем и мне неприятно слушать ее, прям даже раздражение какое-то вызывает. Спасибо, буду ждать Вашего ответа. N.
Уважаемая N.,
Так как Ваше письмо снова направили мне, то я знаю, что тот «нехороший и недобрый человек», который уговаривал Вас поселиться отдельно от свекрови, это я собственной персоной. Поэтому перед Всевышним валите эту «вину» на меня.
А теперь хочу объяснить, почему, несмотря на искреннее сочувствие Вашей свекрови, я постоянно подчеркивала, что вы с мужем ДОЛЖНЫ уйти и жить отдельно. И я бы это советовала, даже если бы у свекрови была пятикомнатная квартира, отдельные комнаты для вас и для детей, Вы могли бы вести хозяйство самостоятельно и свекровь не протестовала бы против вашего еврейского образа жизни.
Тора буквально в самых первых стихах говорит: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и станут они одной плотью» (Берешит 2:24). То есть так Б-г создал мир: чтобы муж и жена могли быть единым целым, они должны отдалиться от своего родительского дома и начать строить другой дом, а не общий с родителями.
Везде, где это отделение от родителей не произошло, муж и жена отдалены друг от друга, и со временем «расстояние» между ними только увеличивается, так как в отношениях мужа и жены нет места другим людям.
(А что касается их отношений с маленькими детьми, то правильно будет представить детей и родителей как людей, живущих в одном доме на разных психологических этажах. Если один из родителей выбирает близость к ребенку или детям за счет связи с супругом/-ой, это крайне разрушительно для семьи).
Поэтому шаг, который вы сделали, был бы необходим в любом случае. Тем более он был необходим в условиях Вашей семьи.
Что касается взаимоотношений между Вами и свекровью после шага, который вы сделали, безусловно, Вы должны ей быть благодарны. Но вопрос, как это должно проявляться. Так как Вы пишете, что она ведет себя совершенно нормально, когда Вы к ней приходите с детьми, то на этом этапе возьмите инициативу в свои руки и еще несколько раз в неделю звоните или пишите и спрашивайте, как она поживает и что ей нужно.
Кроме того, постарайтесь, чтобы то же самое делал Ваш муж (а ее сын) и чтобы он тоже ее навещал хотя бы раз в неделю (если возможно, тоже с детьми), несмотря на усталость после работы.
В выходные дни Вы можете предложить куда-нибудь иногда пойти всем вместе и провести время «на нейтральном поле».
Но если это сопровождается слезами или обидами, старайтесь поменьше реагировать, оправдываться и сочувствовать вслух, так как это приведет только к подсознательным манипуляциям.
Просто будьте внимательной, веселой, уважительной, и я надеюсь, что за несколько месяцев Ваша свекровь поймет, что ситуация изменилась, но не обязательно к худшему. Так как, предполагаю, в любом случае жить с внуками в небольшой квартире было для нее весьма утомительно при всей любви к ним.
Надеюсь, с Б-жьей помощью Вы постепенно сможете построить со свекровью новые сбалансированные отношения без чувства вины. Ведь с точки зрения еврейского Закона проживание с родителями ни в коем случае не является обязанностью взрослых детей, а поэтому нет никакой нужды чувствовать себя виноватой. Вы не могли и не должны были свою жизнь принести ей в жертву.
С уважением, Ципора Харитан
Хава Куперман,
из цикла «Недельные главы Торы (Пятикнижие Моисея)»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Реувен Куклин
Почему Ицхак сначала привёл Ривку в шатёр, а потом взял её в жёны?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Овадья Климовский
Могло ли такое важное событие, как присвоение другого имени Агари, не войти в описание Торы?
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Ефим Свирский
Рав Реувен Куклин
Что говорят комментаторы?