Темы: Звулун, Иссахар, Дварим, Оцарот, Изучение Торы, Чтение для детей
«И было, когда все боеспособные люди окончательно вымерли из среды народа…» (Дварим 2:16). После того, как поколение пустыни отошло в мир иной и их место заняли потомки, Б-г обращается к Моше: «Говорил мне Господь так…» Раши пишет: «Это учит тебя, что все тридцать восемь лет, пока евреи были в немилости, речь Всевышнего не приходила к Моше с любовью, размеренно и лицом к лицу. Это учит тебя, что Шхина (Б-жественное присутствие) приходит к пророкам только ради Израиля».
В этих словах — важнейший урок для нас. Мы привыкли, что в еврейском народе есть сообщество изучающих Тору, есть великие мудрецы Торы. Известно, что они получают особую помощь с Небес в своей учебе. И есть простые евреи, которые трудятся ради заработка и видят благословение в своей работе.
Видя это, можно начать делить народ на «нас» и «их». Но это неверный взгляд. Ведь если в народе есть праведники и мудрецы, это лишь ради нас — потому что мы в них нуждаемся. «Пророчество приходит к пророкам только ради Израиля». Поэтому на нас возложена обязанность обращаться к мудрецам, учиться у них, задавать им вопросы, которые у нас возникают. Они посланы Свыше к нам и для нас.
Эта связь — двусторонняя. Мудрецы приобщают нас к своему знанию, учат нас и указывают путь, а мы используем их знания, чтобы учиться, продвигаться, задавать вопросы и получать ответы. Такие отношения приносят самую большую пользу народу Израиля и получают свое выражение в «сделке» Иссахара и Звулуна.
Колено Звулуна, которое успешно занималось торговлей и бизнесом, взялось содержать колено Иссахара, которое, в свою очередь, полностью посвятило себя изучению Торы. А награду за изучение они делили между собой. Многие бизнесмены и люди Торы и сейчас заключают между собой подобные договоры. Так умножается Тора в Израиле и во всем мире (Бэха Батахну).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его