Из цикла «Хроника поколений», темы: Иссахар, Александр Кац, Двенадцать колен Израиля
Иссахар бен Яаков (יששכר; 2197—2319 гг. /1563—1441 гг. до н.э./) — восьмой сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.
Родился в Харане 10 ава 2197 года; пятый сын жены Яакова — Леи. Когда у нее родился этот ребенок, Лея произнесла: «Дал мне Б-г награду (שכרי — схари) за то, что я отдала мужу свою служанку», — и ребенка назвали Иссахар (Берешит 30:17—18; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот).
Изучал законы Б-га под руководством отца (Шмот раба 1:1).
Женился на Ариде из рода Эвера (см.), младшей сестре Адины, жены Леви (см.) (Сефер аяшар, Вайешев; Седер адорот). У Иссахара и Ариды родилось четыре сына: Тола, Пува, Иов и Шимрон (Берешит 46:13).
Иссахар принимал участие во всех походах, сражениях и испытаниях, пережитых сыновьями Яакова.
В 2238 году /1522 г. до н.э./, когда вся семья Яакова переселилась в Египет, Иссахар и еще четверо братьев были представлены фараону, который дал сынам Израиля надел на северо-востоке страны, в земле Гошен (Берешит 47:2—6, Раши; Берешит раба 95:4; Сефер аяшар, Ваигаш).
Иссахар бен Яаков умер в Египте в 2319 году /1441 г. до н.э./ — ему было 122 года (Ялкут Шимони, Шмот 162; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). Его останки были перенесены из Египта и преданы земле в городе Цидоне (Сидоне), рядом с могилой его брата Звулуна (см.) (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).
Потомки Иссахара составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта оно насчитывало пятьдесят четыре тысячи четыреста мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:29), а перед вступлением в землю Израиля — шестьдесят четыре тысячи триста (там же 26:25). Колено Иссахара входило в стан Йеуды, располагавшийся к востоку от Шатра Откровения (Бемидбар 2:5). Знамя колена Иссахара было иссиня-черного цвета, и на нем — изображение солнца и луны, так как среди его потомков было множество знатоков астрономии и календарных вычислений (Бемидбар раба 2:7; Таргум Йонатан, Берешит 46:13).
При разделе Земли Израиля колено Иссахара получило участок в центре страны — от горы Тавор до реки Иордан (Йеошуа 1917—23). Это был единственный надел, защищенный со всех сторон другими коленами и вообще не имевший выхода к границам страны (Шивтей нахалатэха, Шаар Иссахар с. 170).
Потомки Иссахара посвятили себя изучению Торы, и к ним обращались за решением сложных алахических вопросов. Из этого колена вышел целый ряд глав Санхедрина (Йома 26а; Берешит раба 72:5, 98:12; Бемидбар раба 2:10, 13:15—16). У потомков Иссахара существовал договор с соседним коленом Звулуна, которое занимались коммерцией и торговлей: это колено обеспечивало материальные нужды потомков Иссахара и получало долю в их награде за изучение Торы (Берешит раба 72:5; Ваикра раба 25:2; Бемидбар раба 13:17; Раши, Берешит 49:13).
В 3205 году (555 г. до н.э.) потомки Иссахара были изгнаны ассирийцами вместе с остальными северными коленами, и в период Второго Храма они уже не вернулись на Святую Землю (Седер адорот акацар).
Путешественник р. Эльдад аДани, посетивший в 4640 году /ок. 880 г. н.э./ еврейские общины Вавилона, а затем Северной Африки и Испании, утверждал, что во время своих странствий побывал в государстве, населенном потомками Иссахара. По его словам, они «занимались Торой днями и ночами», говорили между собой на иврите, а с соседями-огнепоклонниками — по-персидски. Населяемая ими земля находилась на берегу моря и составляла десять дней пути в длину и приблизительно столько же в ширину. Во главе колена стоял судья (шофет) по имени Нахшон, и он имел право выносить даже смертный приговор по закону Торы (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим).
Свидетельства о потомках Иссахара, по-прежнему составляющих отдельную общину, собраны в письмах ближайшего ученика Виленского Гаона, р. Исраэля из Шклова, который был в конце своих дней главным ашкеназским раввином Иерусалима (Хипус асерет ашватим с. 142—143).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.