Из цикла «Хроника поколений», темы: Звулун, Александр Кац, Двенадцать колен Израиля
Звулун бен Яаков (זבולן; 2199—2323 гг. /1561—1437 гг. до н.э./) — десятый сын праотца Яакова (см.), один из родоначальников народа Израиля.
Родился в Харане 7 тишрея 2199 года /1561 г. до н.э./; младший сын Леи. После его рождения Лея сказала: «Теперь уж мой муж будет постоянно жить у меня (יזבלני — избелени), ибо я родила ему шестерых сыновей», — и ребенку дали имя Звулун (Берешит 30:19—20; Ялкут Шимони, Шмот 162; Седер адорот акацар). Вместе с ним родилась сестра-близнец Дина (Берешит 30:21, Хизкуни).
Учился под руководством отца (Шмот раба 1:1).
Женился на Мероше из Мидьяна (Сефер аяшар, Вайешев). У них было три сына: Серед, Элон и Яхлеэль (Берешит 46:14).
Звулун принимал участие во всех походах, сражениях и испытаниях вместе с остальными братьями.
Звулун бен Яаков умер в Египте в 2323 году /1437 г. до н.э./ в возрасте 124 лет (Седер аолам зута 4:13; Седер адорот акацар). Его останки были перенесены его потомками из Египта и преданы земле в городе Цидоне (Сидоне) (Сефер аяшар, Йеошуа; Седер адорот).
Потомки Звулуна составили одно из двенадцати колен народа Израиля. При выходе из Египта оно насчитывало пятьдесят семь тысяч четыреста мужчин от двадцати лет и старше (Бемидбар 1:31), а перед вступлением в Землю Израиля — шестьдесят тысяч пятьсот (там же 26:27).
Колено Звулуна входило в стан Йеуды, располагавшийся к востоку от Шатра Откровения (там же 2:7). Знамя колена Звулуна было серебристо-белым; на нем был изображен корабль, так как праотец Яаков, благословляя сыновей, сказал (Берешит 49:13): «Звулун у берега морей будет жить, у пристани корабельной…» (Бемидбар раба 2:7; р. Бхайе, Бемидбар 2:2).
Рубежи надела, полученного коленом Звулуна при разделе Земли Израиля, обозначены в книге Йеошуа (19:10-16). В Талмуде указано, что его надел выходил к Средиземному морю в районе города Акко (Бава батра 122а). К этому наделу относилась также гора Кармель, на которой принес свою жертву пророк Элияу (см.) (Берешит раба 82:5, Эц Йосеф).
Колено Звулуна отличалось своим богатством (Бемидбар раба 2:10). Оно занималось обширной морской торговлей (Берешит раба 99:9). Кроме того, потомки Звулуна скупали товары у всех остальных колен и продавали кнаанцам, а кнаанские товары продавали другим коленам (Сифрей, Браха; Шивтей нахалатэха, Шаар Звулун с. 121). Они занимались также добычей хилазона и приготовлением из его крови дорогостоящей голубой краски (тхелет) для цицит. Этой краской они снабжали все другие колена (Мегила 6а; Шивтей нахалатэха, Шаар Звулун с. 121—122).
Потомки Звулуна обеспечивали все материальные нужды соседнего колена Иссахара, целиком посвятившего себя изучению Торы, и в заслугу своей благотворительности они получали долю в духовной награде потомков Иссахара (Берешит раба 72:5, 99:9; Ваикра раба 25:2; Бемидбар раба 13:17; Раши, Дварим 33:18). Вместе с тем, и сами потомки Звулуна посвящали свое свободное время серьезным занятиям Торой (Бемидбар раба 18:5; Шивтей нахалатэха, Шаар Звулун с. 150).
Колено Звулуна было изгнано из Земли Израиля ассирийцами вместе с остальными северными коленами. Путешественник Эльдад аДани, посетивший в 4640 году /ок. 880 г. н.э./ еврейские общины Северной Африки и Вавилона, сообщал, что потомки Звулуна живут отдельной общиной рядом с потомками Реувена, и они сохранили святой язык, на котором изучают Тору (Сефер Эльдад аДани; Хипус асерет ашватим с. 4).
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»