Темы: Воспитание детей, Бемидбар, Оцарот, Споры, Рассказы
«И возьми левитов для Меня, — Я Господь, — вместо всех первенцев из сынов Исраэля, а скот левитов — вместо всего первородного скота сынов Исраэля» (Бемидбар 3:41).
Насколько же важно слушать слова мудрецов и поступать согласно «даат Тора» («мнению Торы»)[1]! Автор комментария «Сфат Эмет» показывает это на примере законов о «скоте левитов»: еврей — каким бы великим гением и праведником он ни был — будет наказан смертью, если вкусит от трумы (часть урожая, которая отдается коэну — потомку Аарона, служащему в Храме). А скоту коэнов дозволено есть труму! Почему? Потому что эта часть урожая принадлежит коэнам.
Это помогает нам понять: тот, кто связан с великим мудрецами поколения, учится у них и поступает по их предписаниям, «входит» в одну категорию с этими мудрецами.
Все знают, насколько важно проявлять уважение к ближнему. Но есть один существенный нюанс, который часто не замечают. А, не заметив его, очень легко оступиться.
Иногда у мудрецов возникают разногласия по каким-то вопросам — это неизбежно при глубоком изучении Закона и поиске истины. А у обычных людей возникает соблазн «поместить голову между большими горами» или «сесть не в свои сани», высказав мнение в поддержку той или иной стороны.
Прямо хоть «напоминалку» себе сделать: «Не вмешивайся в спор специалистов!» Не дай Б-г простому человеку совершить действие, которое может выглядеть как выражение пренебрежения к праведникам…
Страшную историю рассказывают близкие и помощники святого праведника раби Шломо из Звиля, служение которого, как известно, было настолько скрытым и таинственным, что ни один человек не постигал его.
Один из тайных видов его служения заключался в исправлении человеческих душ, которые воплотились в животных. Многие видели своими глазами, как кошки входили к нему в дом и бродили между столов и скамеек, а он, привычный к непостижимым правилам святости, не прогонял их. Более того, если другие находившиеся там люди хотели прогнать их, им это не удавалось.
Один кот крутился там долгое время, а внук раби Шломо пытался прогнать его. Раби Шломо сказал внуку, что нет никаких шансов, но тот не унимался. Он взял мешок, заманил тут кота и поехал в другой район города, где и выпустил пленника. Каково же было его изумление, когда спустя несколько часов этот кот вновь оказался в доме раввина, словно его никуда и не отвозили.
Окружающие свидетельствовали о небывалом чуде: с тех пор, как рав Шломо покинул этот мир, 26 ияра 5705 (1945) года, коты перестали приходить в дом, бывший его священным убежищем, и до нашего времени во всей округе там нет ни одного кота.
Однажды у него дома вертелось несколько котов сразу, они с шумом роняли вещи. Это сильно мешало его родным и помощникам. Наконец, их терпение иссякло. Они хотели прогнать животных, но раввин решительно запретил им.
Когда его стали убеждать, он глубоко вздохнул и произнес:
— Знайте же, что несколько поколений назад было много шума из-за разногласий между двумя святыми общинами в народе Израиля. Естественно, с обеих сторон были люди, которые разжигали споры, всячески подливая масло в огонь. Эти коты — воплощение душ нескольких сотен человек, которые умножали конфликты и беспричинную ненависть в нашем народе. Они пережили ряд тяжелейших воплощений, а теперь пришли сюда, чтобы удостоиться исправления.
Страшно… Ведь евреи тех поколений были людьми цельными и исполненными трепета перед Небесами. И все их намерения были во Имя Небес, они стремились лишь защитить честь своих учителей. Но это считается «уважительной причиной» лишь здесь, в нашем мире. Когда же они попали в мир истины, стало ясно, что скрывалось в их сердцах и каковы были их истинные стремления. Никто из них не избежал кары…
Что тут скажешь?.. Нельзя идти за огнем разгорающегося конфликта. Насколько осторожными мы должны быть, чтобы избежать греха напрасной ненависти и разделения сердец! (Кводам шель Исраэль)
[1] Даат Тора — «мнение Торы» — не просто знание закона Торы, а понимание, как именно применить его на практике в конкретных случаях.
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский