Темы: Воспитание детей, Хазон Иш, Шломо Лоренц, Изучение Торы
Несколько дней назад нас покинул рав Шломо Лоренц зацаль. Кроме огромного вклада в жизнь религиозной общины Израиля — рав стоял у истоков создания в Кнессете Израиля партий Агудат Исраэль и Дегель аТора — рав Шломо Лоренц стал известен широким массам благодаря своей книге «В кругу великих», вышедшей на нескольких языках и недавно переведенной на русский. Автор удостоился в течение своей жизни близко общаться с величайшими мудрецами Торы, главами поколения Хазон Ишем, равом из Бриска и равом Шахом, о чем и написал в первом томе этой книги, ставшей поистине бестселлером среди религиозных и светских евреев по всему миру. В светлую память о раве мы публикуем некоторые главы из русскоязычной версии книги, недавно вышедшей в переводе р. Пинхаса Перлова под редакцией рава Игаля Полищука.
Моя книга «В кругу великих» на иврите и в переводе на английский язык была принята читателем с большой любовью и превратилась в бестселлер. Великие мудрецы Торы наших дней видят в ней источник нравственного учения и настоятельно рекомендуют читать и постоянно изучать ее. Главы и духовные наставники ешив проводят по ней беседы и используют на своих уроках о нравственном учении. Эта книга особенно важна для выходцев из бывшего СССР, которые вернулись к своим духовным истокам. Для них особенно важно и полезно познакомиться с великими мудрецами Торы трех последних поколений.
Мне довелось пребывать в тесном кругу великих мудрецов Торы в течение семидесяти лет; приводимые в книге рассказы о них — из первоисточника, и потому — абсолютно точные и достоверные. Также и тем, которые пока еще не удостоились вернуться к вере отцов, эта книга даст возможность познакомиться с великими мудрецами Торы и таким путем приобщиться к истинным жизненным ценностям. Когда вы познакомитесь с этими мудрецами, истинными руководителями народа Израиля, у вас пробудится стремление идти их святыми путями, и вы увидите, что является истинным богатством в нашей жизни.
Факт состоит в том, что все три великих мудреца, о которых идет речь в этой книге, — Хазон Иш, рав из Бриска И. З. Соловайчик и рав Э. М. Шах, глава ешивы «Поневеж», — выходцы с территорий бывшего СССР (или Российской империи). Нужно, чтобы это поощряло вас в учебе, чтобы вы знали, что у выходцев из этих мест есть особые силы и способности стать великими в Торе, — ведь действительно в течение последних столетий большинство величайших мудрецов были там, начиная с Виленского гаона и до крупнейших мудрецов последней эпохи.
Здесь я хочу рассказать о содержании моей первой беседы с Хазон Ишем, в которой он сообщил мне важнейшую основу в воспитании бней Тора.
Это было при моем первом посещении учителя в начале 5700 года (осенью 1939), вскоре после моего приезда в страну (Израиля). Меня привел к нему выдающийся мудрец Торы рав Х. З. Финкель, который был тогда духовным руководителем ешивы «Эйхаль аталмуд» в Тель-Авиве, где я учился.
После того, как я представился и рассказал, где я родился и в каких ешивах учился, я задал (нашему учителю) вопрос, относящийся к путям учебы: «В стране Израиля сложилась ситуация “собирания (евреев) из стран изгнания”. Все пути учебы, которые были приняты в ешивах разных стран, должны в будущем найти свое место в различных ешивах, созданных здесь, в стране (Израиля). Будут такие ешивы, в которых учеба пойдет по пути углубленного изучения материала, как было принято в ешивах Литвы. И будут такие, в которых пути учебы будут соответствовать принятым в ешивах Венгрии, с упором на широту охвата, при понимании материала по простому смыслу и с изучением законов Торы в плане их практического применения. Будут также ешивы, в которых будут приняты другие методы учебы.
Мне пришла мысль о том, что было бы хорошо проверять учащихся и направлять каждого в ешиву, соответствующую его способностям. Есть юноши, которые по причине своих способностей не в состоянии достичь выдающихся успехов в учебе, и если даже они будут учиться в литовской ешиве, нет шансов на то, что из них выйдут выдающиеся мудрецы Торы, главы ешив и распространители Торы. Они так или иначе станут в конечном счете баалей батим (дословно — домохозяева — люди, посвящающие изучению Торы часть дня, а в оставшееся время — работающие), как сказали наши мудрецы: “(Из) тысячи приступающих к изучению Писания один достигает того, чтобы издавать постановления в области закона” (Мидраш Коэлет, 8:28). Те, которые не благословлены особыми способностями, наверняка не смогут достичь ступени “один из тысячи”, и потому, как представляется, было бы предпочтительно сразу же направлять их в такие ешивы, в которых принято изучать “лист Гемары по его простому смыслу”, с точным пониманием каждого слова, с Раши и Тосафот, а также Шулхан арух и практическое исполнение закона, как это было принято во многих ешивах. На этих путях из них выйдут, по крайней мере, крепкие баалей батим, способные выучить лист Гемары и закон основательно и как следует».
Свое предложение я обосновывал тем доводом, что если учащиеся, лишенные больших дарований, будут учиться по методу литовских ешив, то очень возможно, что они запутаются и увязнут на этом пути и (не только не станут великими), но упустят даже вторую возможность — стать бааль абайтом, умеющим учиться, — а ведь и это совсем немало. Учась в ешиве «Мир», я сам наблюдал, как учащиеся, не наделенные особыми способностями, слушали глубокие вещи, не понимая их сути, — но им казалось, что понимают… На этом «понимании» они возводили целые здания, — и все это доходило до смешного. Не было никакого связи между тем, что говорилось им, и теми понятиями, расплывчатыми и запутанными, которые оказывались запечатленными в их головах и которые они вновь излагали впоследствии.
В противоположность этому, из ешив, метод учебы в которых основывается на изучении простого смысла и на (непосредственном) понимании, вышли баалей батим — уважаемые знатоки Торы, для которых Тора была главным делом их жизни, а занятия по добыванию пропитания — второстепенным. В Венгрии были баалей батим, которые поднимались с постели для учебы в три часа ночи, а после этого еще посвящали изучению Торы большую часть дня. Они действительно хорошо знали Гемару, Раши, Тосафот и многие законы.
Таким образом, во всем этом и состоит исполнение сказанного в Писании: «Наставляй юношу на путь его» (Мишлей, 22:6), и поскольку страна Израиля стала тем, что называется «большой город, в котором есть все» (то есть ешивы самых разных типов), разве не стоит использовать все это на пользу молодым?
Обо всем этом я спросил нашего учителя. Однако он категорически отверг мои слова.
«Подобное совершенно невозможно! На нас возложена задача заботиться о том, чтобы каждый стал великим в Торе, и мы обязаны предоставить каждому возможность того, чтобы из него вышел большой мудрец Торы. Соответственно сказанному тобой, мы изначально предопределяем, что неспособный должен стать бааль абайтом, — пусть даже и таким, который делает для себя изучение Торы главным. Но у нас нет права поступать так; нам заповедано стремиться к тому, чтобы человек сделался великим в Торе».
На мое утверждение о том, что не каждый способен на это, наш учитель ответил мне двумя превосходными доводами, которые я привожу здесь дословно: «Действительно, ты прав: для того, чтобы стать великим в Торе, человек должен быть одарен способностями. Однако может случиться такое: человек лишен всяких способностей, совершенно туп; он идет и доходит до угла улицы, поворачивает там на другую улицу, — и вдруг у него раскрываются все способности и открываются ему все источники, — и он превращается в способнейшего человека».
Здесь Хазон Иш остановился и не объяснил этих слов.
Мне кажется, он имел в виду следующее: человек в состоянии изменить ту меру, которой отмерены ему его способности. Если у него есть истинное желание и он очень-очень стремится к тому — перед ним распахиваются врата способностей. Так я понял сказанное им, и из последующих его слов убедился, что, действительно, именно это он имел в виду.
Наш учитель продолжил свою речь и рассказал мне об одном из больших мудрецов Торы, из числа наиболее выдающихся из них, который в молодости не блистал способностями, — «до такой степени, что голова его была словно запечатана. Когда ему было уже восемнадцать лет, он попросил меня разъяснить ему прямой смысл следующих слов Раши: “Во всяком слове, в котором требуется (в качестве префикса, означающего направление действия) буква ламед в начале его, (вместо нее может быть поставлена буква) эй в конце его (как, например, вместо ле-Мицраим (то есть “в Египет”, можно написать) Мицрайма”. И этот молодой человек спрашивает меня: но ведь (слово) Мицраим — не начинается с буквы ламед?!»
«Возможно ли, — спросил наш учитель со смеющимся лицом, — отсутствие способностей большее, чем это? Следуя предложенному тобой методу, ты наверняка послал бы этого молодого человека, который к восемнадцати годам ничего не достиг, учиться так, как учатся “хорошие баалей батим”, но не так, как учатся, чтобы стать великими в Торе, и это — согласно правилу: “Наставляй юношу на путь его…” А этот человек превратился в одного из больших мудрецов Торы, из самых общепризнанных!»
Я был очень удивлен и взволнован услышанным и попросил открыть мне: кто же этот человек?
Однако наш учитель отказался сделать это и спросил, по какой причине мне захотелось узнать, о ком идет речь. Я объяснил ему, что в этом было бы большое поощрение и ободрение для тех молодых людей, которые сами чувствуют себя неспособными и лишенными дарований; из-за этого они сомневаются в своих силах и не верят, что достигнут когда-нибудь ступени большого мудреца Торы. Если они услышат, что какой-то определенный человек, который был таким же, как они, или даже ниже их, стал в конце концов большим и известным, то это, несомненно, очень ободрит их.
Наш учитель долго размышлял и после этого ответил: «Тем не менее, я пришел к выводу, что не следует открывать, кто он, так как возможно, что само по себе разглашение заденет его».
Также и тогда, когда я вновь попросил об этом через два или три года, он отказал и сказал, что сейчас он уже не может открыть, поскольку того большого мудреца уже нет в живых. Из этого можно сделать вывод о том, сколь велика была его осторожность в вещах, связанных с запретом злоязычия!
А вот вторая вещь, которую сказал мне наш учитель: «Возможность удостоиться стать большим мудрецом Торы зависит не только от способностей, но в той же мере — и от того, как бабушка (того юноши) плачет и молится о своем внуке…» Другими словами, чтобы стать большим мудрецом Торы, нужно этого удостоиться. Каким же образом можно удостоиться этого? Молитвами бабушки!
Наш учитель еще долго беседовал со мной, чтобы помочь мне освободиться от точки зрения, будто слова (Писания): «Наставляй юношу на путь его» (по сути дела) закрывают перед неспособными молодыми людьми возможность стать большими мудрецами Торы. Напротив, — на нас возложена обязанность дать каждому (учащемуся) возможность вырасти в Торе, и если для того, чтобы стать большим мудрецом, требуется определенный путь учебы, то нужно сделать все, чтобы он учился и совершенствовался на этом пути. Каждому должна быть предоставлена возможность стать «одним из тысячи», пусть даже это и кажется невозможным.
Эта беседа крепко запечатлелась в моем мозгу, — во-первых, потому, что она была первой моей беседой с нашим учителем и продолжалась примерно два часа, а во-вторых — потому, что он, в непосредственном личном общении, очень ободрил меня и дал обрести веру в то, что каждый человек, без исключения, может стать «одним из тысячи».
Мой друг раби Моше Шенфельд рассказал однажды об одном юноше, который отчаялся и решил, что у него нет способностей для того, чтобы подняться в Торе, и он должен идти работать. Когда наш учитель услышал об этом, он пригласил его к себе домой и долго учился вместе с ним в хевруте. Юноша получил очень большое удовольствие от этой учебы. В конце ее наш учитель обратился к нему и сказал: «Вот, смотри: ведь ты можешь учиться!» И этот юноша вернулся к учебе с большим рвением.
Приобрести книгу «В кругу великих» в нашем интернет магазине
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»