«И услышал Моше, и упал на лицо свое» (16:4). На лесной поляне лежал лев, царь зверей, а в животе у него урчало от голода. Он торжественно поклялся всем зверям, когда его короновали, что не пойдет по стопам предков и не растерзает ни одно животное, если оно не провинится. Но все звери вели себя порядочно, и лев не знал, как утолить голод…
Лев боялся, что ему остается лишь умереть, но тут в уме у него промелькнула идея. Он засел в кустах и стал ждать первое животное. Вскоре показался бык, и лев выскочил ему навстречу.
«Хочу посоветоваться с тобой по важному вопросу, — лев принял серьезное выражение, — вот уже несколько дней я ничего не ел и волнуюсь, нет ли у меня изо рта плохого запаха. Наклони-ка свой нос и скажи, какой ты чувствуешь запах…»
Бык испугался, но не мог возражать царю зверей. Он решил сказать правду: «Прошу прощения, господин лев, — запнулся он в смущении, — но запах и вправду плохой».
Морда льва налилась гневом: «Наглец! Как не стыдно тебе так говорить с царем?! Ты восстал против моего царства и заслуживаешь смерти!» Лев набросился на него и оставил лишь кости.
В следующий раз, когда голод снова дал о себе знать, лев опять сел в кустах. На этот раз мимо проходила зебра. «Скажи мне, любезная зебра, — начал лев, — не идет ли у меня изо рта дурной запах?»
Участь быка уже стала известной в лесу, и зебра решила поступить мудрее: «О нет, господин лев, никакого плохого запаха! Напротив, запах от Вас идет, словно аромат роз».
Глаза льва выстрелили искрами, и он набросился на зебру: «Лгунья! Как смеешь ты обманывать царя?!» В одну минуту зебра превратилась во вкусный обед.
Больше лев уже не беспокоился, теперь он знал, что делать. В следующий раз мимо проходила лисица. «О, дорогая лиса! — встретил ее лев с теплой любовью, — говорят, ты умнейшая среди зверей, и я должен посоветоваться с тобой. Скажи, какой запах идет у меня изо рта?»
Лисица знала, какова была участь быка и зебры. Она знала, что какой бы ответ ни дала, лев найдет повод растерзать ее. Подошла лиса к пасти льва, нюхала-нюхала и объявила: «Господин лев, хотела бы я ответить тебе, но вот беда — вчера в лесу прошел дождь, и я простудилась. Нос у меня заложен, и я не чувствую никакого запаха».
На протяжении всего спора с Корахом оставался один человек, который громогласно молчал. Это был ни кто иной, как Аарон, должность которого Корах как раз и оспаривал, когда сказал Моше: «Если себе ты взял царство, не следовало отдавать брату жречество» (Раши 16:3). Вокруг него идет битва, а от него не слышно никакой реакции, ни жалобы, ни протеста… ничего!
Рамбан заметил его молчание, когда Тора сказала «И упал на лицо свое», а не на «лица свои»: «Аарон в своей святости ничего не отвечал в споре, он молчал и словно признавал, что величие Кораха выше, чем его, но сам он поступит по слову Моше и исполнит приказ царя». Стремясь к миру со всеми, Аарон знал, что любая его реакция лишь ослабит шансы на мирный исход, поэтому он придерживался молчания.
Его поведение учит нас, что когда разгорается огонь конфликта, и ты не можешь ослабить его, просто уйди! В такие моменты лучше вести себя, как та умная лисица — быть простуженным и не совать свой нос, молчать и не выражать мнение. «В том, чего я не говорил, — отмечал рав Авраам Хисдай, — я никогда не раскаивался» (Оцротейну).
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Овадья Климовский
Величественней прислуживание Торе, чем ее изучение?
Рав Натан Агрес
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Авраам Коен
Рав Бенцион Зильбер
Каким путем нас ведут?
Рав Авраам Коэн
Именно здесь, в Иорданской долине, напротив города Йерихо, еврейский народ под руководством Йеошуа Бин-Нуна вошел в землю Израиля после сорокалетнего блуждания по пустыне.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.