«Скажи Элазару… пусть уберет он угольницы… пусть сделают из них расплющенные листы для покрытия жертвенника…» (Бэмидбар 17, 2). Двести пятьдесят человек, которые принесли благовония, пожелав воскурять их вместе с первосвященником Аароном а-Коэном (первосвященником), были сожжены огнем, вышедшем от Всевышнего. После этого Всевышний повелел Моше-Рабейну сказать Элазару, сыну Аарона а-Коэна, чтобы он вытащил угольницы из пепла и сделал из них покрытие для жертвенника, чтобы они стали знаком для сынов Израиля: посторонний человек, не из потомства Аарона, не может воскурять благовония перед Всевышним, иначе с ним произойдет то же, что с Корахом и его сообщниками (там же, 5).
Спрашивают наши учителя: почему это должен был сделать Элазар, а не сам Аарон а-Коэн? И отвечают: люди заплатили жизнью за свою конфронтацию с Аароном. Если бы Аарон сам вытащил угольницы, это могло быть воспринято как подобие злорадства, не дай Б-г, что-то вроде торжества победителя. А так поступать не следует (А-Меири, комментарий к Брахот 27 б).
Какого величия духа требует от нас Тора: даже если мы победили, не следует демонстрировать удовлетворение. Наоборот, надо сожалеть о том, что случилось с этими людьми. Когда Рабан Гамлиэль спорил с Раби Йеошуа — и спор был во имя Небес, мудрецы сочли необходимым временно отстранить Рабана Гамлиэля от должности наси. Они не назначили вместо него самого великого из них, самого Раби Йеошуа, потому что это было бы в какой-то мере оскорбительно для Рабана Гамлиэля и выглядело бы как злорадство со стороны Раби Йеошуа, как его триумф. Только из этих соображений был назначен не Раби Йеошуа, а восемнадцатилетний раби Элазар бен-Азарья.
Отсюда мы узнаем о необходимости сдержанности. Столкновение разрешено, когда без него невозможно обойтись, и даже если мы побеждаем, следует сожалеть, что оно вообще понадобилось.
В свое время возникло движение харедим, выступавшее против мнения Совета великих людей Торы «Агудат Исраэль». Это движение, «Поалей Агудат Исраэль», остро критиковали руководители поколения, и в конечном счете оно не победило на выборах, исчезло.
Рав Шах зацаль услышал крики радости — люди радовались падению «Поалей Агудат Исраэль». Рав Шах сказал им: «Бороться с этим движением было нашей обязанностью. Оно было очень опасным. Но во главе его стояли евреи, другие евреи отдавали ему свои голоса, и сейчас у них траур. Как же нам радоваться его падению?»
Это — взгляд Торы!
И это открыл нам Сам Творец мира. В свое время, говорит мидраш, Луна интриговала против Солнца. Сказала Всевышнему, что не могут два царя пользоваться одной короной. И Всевышний немедленно воздал ей: «Иди и уменьшись». Но Он не только создал ей в утешение свиту — армию звезд, но и повелел приносить жертву хатат в Новомесячье — в день, когда Луна уменьшается. Это — как выражение сожаления о том, что пришлось ее наказать. Отсюда мы делаем вывод: наказание разрешено, когда без него невозможно обойтись, и следует сожалеть, что оно вообще понадобилось… (Маайан а-Шавуа).
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
События, произошедшие с Яаковом и Эсавом, служат предысторией всего того, что переживали их потомки. Многовековое противодействие присутствует и в наши дни.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Рассказ о двадцати годах жизни Яакова
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваеце
Рав Ефим Свирский
Рав Арье Кацин
Мой муж жив!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваеце» («И вышел») начинается с того, что Яаков отправляется в Харан, к Лавану-арамейцу, брату его матери Ривки, чтобы взять себе жену из его дочерей, и кончается его возвращением в родные края спустя двадцать с лишним лет с детьми, женами, слугами и стадами
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Б-г находится вместе с нами. Яаков почувствовал это, увидив сон о лестнице, ведущей в небо. Этот мир полон соблазнов, но следует помнить, что присутствие Творца помогает справиться с ними.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Лаван обвиняет Яакова в краже идолов. Праотец не знал, что Рахель похитила божка, и на нее пришлось произнесенное проклятие.