«Скажи Элазару… пусть уберет он угольницы… пусть сделают из них расплющенные листы для покрытия жертвенника…» (Бэмидбар 17, 2). Двести пятьдесят человек, которые принесли благовония, пожелав воскурять их вместе с первосвященником Аароном а-Коэном (первосвященником), были сожжены огнем, вышедшем от Всевышнего. После этого Всевышний повелел Моше-Рабейну сказать Элазару, сыну Аарона а-Коэна, чтобы он вытащил угольницы из пепла и сделал из них покрытие для жертвенника, чтобы они стали знаком для сынов Израиля: посторонний человек, не из потомства Аарона, не может воскурять благовония перед Всевышним, иначе с ним произойдет то же, что с Корахом и его сообщниками (там же, 5).
Спрашивают наши учителя: почему это должен был сделать Элазар, а не сам Аарон а-Коэн? И отвечают: люди заплатили жизнью за свою конфронтацию с Аароном. Если бы Аарон сам вытащил угольницы, это могло быть воспринято как подобие злорадства, не дай Б-г, что-то вроде торжества победителя. А так поступать не следует (А-Меири, комментарий к Брахот 27 б).
Какого величия духа требует от нас Тора: даже если мы победили, не следует демонстрировать удовлетворение. Наоборот, надо сожалеть о том, что случилось с этими людьми. Когда Рабан Гамлиэль спорил с Раби Йеошуа — и спор был во имя Небес, мудрецы сочли необходимым временно отстранить Рабана Гамлиэля от должности наси. Они не назначили вместо него самого великого из них, самого Раби Йеошуа, потому что это было бы в какой-то мере оскорбительно для Рабана Гамлиэля и выглядело бы как злорадство со стороны Раби Йеошуа, как его триумф. Только из этих соображений был назначен не Раби Йеошуа, а восемнадцатилетний раби Элазар бен-Азарья.
Отсюда мы узнаем о необходимости сдержанности. Столкновение разрешено, когда без него невозможно обойтись, и даже если мы побеждаем, следует сожалеть, что оно вообще понадобилось.
В свое время возникло движение харедим, выступавшее против мнения Совета великих людей Торы «Агудат Исраэль». Это движение, «Поалей Агудат Исраэль», остро критиковали руководители поколения, и в конечном счете оно не победило на выборах, исчезло.
Рав Шах зацаль услышал крики радости — люди радовались падению «Поалей Агудат Исраэль». Рав Шах сказал им: «Бороться с этим движением было нашей обязанностью. Оно было очень опасным. Но во главе его стояли евреи, другие евреи отдавали ему свои голоса, и сейчас у них траур. Как же нам радоваться его падению?»
Это — взгляд Торы!
И это открыл нам Сам Творец мира. В свое время, говорит мидраш, Луна интриговала против Солнца. Сказала Всевышнему, что не могут два царя пользоваться одной короной. И Всевышний немедленно воздал ей: «Иди и уменьшись». Но Он не только создал ей в утешение свиту — армию звезд, но и повелел приносить жертву хатат в Новомесячье — в день, когда Луна уменьшается. Это — как выражение сожаления о том, что пришлось ее наказать. Отсюда мы делаем вывод: наказание разрешено, когда без него невозможно обойтись, и следует сожалеть, что оно вообще понадобилось… (Маайан а-Шавуа).
Сегодня, отвечает Рика Гдалевич
Вчера, отвечает Ципора Харитан
19 июля, отвечает Рика Гдалевич
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Рав Авраам Коэн
Рав Яков Шуб
А, может, я тоже моавитянин?
Гади Поллак
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Авраам Коэн
Моавские горы - горы современного государства Иордания, расположенные на востоке от горы Иордан и Мертвого моря
Рав Овадья Климовский
Почему отец и братья царя Давида не стали ему верными помощниками?