«Каждый в своем стане» (1:52). Высочайшее единство — это когда каждый находится в своем стане, но вместе с этим ценит, уважает и воздает почести другому, сидящему в своем стане. Как велика сила единства в народе Израиля! Наши мудрецы научили нас в Мидраше, что то, чего можно достичь благодаря единству и сближению сердец, никак не достигается множеством других добродетелей. Несомненно, благодаря единству мы сможем также победить врагов, восстающих против нас изнутри и снаружи.
Известна удивительная притча, рассказанная раби Бунимом из Пшисхи. Его спросили: «Кто победит в войне — император Наполеон или русский царь?»
Рав Буним ответил: на что это похоже? Жил как-то в одном селении богатый и уважаемый господин. У него было много земель — поля, виноградники и множество крупного и мелкого скота. Но особую любовь испытывал он к лошадям — он покупал их со всех концов земли.
Однажды он сообщил своим слугам, что хотел бы объехать свои владения по всей стране. Для этого он велел им приготовить его роскошную карету и запрячь в нее шесть лучших коней.
Слуги пошли и приготовили карету, запрягли в нее самых породистых коней. Во главе их был арабский скакун, самый дорогой из всех. Второй после него — конь из Бельгии, самый сильный. Третий — персидский, четвертый — английский, пятый — благородный конь из Голандии, а шестой — породистый конь, привезенный из Испании.
Они проехали большие расстояния, пересекли города и селения. Но на пути к одной из земель им пришлось пробираться через дремучий лес, с кривыми тропинками и болотистыми лужами. Извозчик ехал неосторожно, и внезапно карета вместе с шестью конями въехала в грязное болото, а все попытки вытащить ее не принесли результата.
Пока они стояли, не зная, что делать, мимо них проезжала грузовая телега из деревни, нагруженная урожаем. В нее были запряжены две тощие кобылы. Перед удивленным взглядом богатого господина и его слуг эти тощие лошади с легкостью преодолели болото и продолжили путь так, словно ничего не произошло.
Когда увидел господин это чудесное зрелище, позвал крестьянина, чтобы тот повернул обратно и помог ему вытянуть его роскошную карету из грязи. Крестьянин сделал то, о чем его просили, но когда он подошел к карете и рассмотрел ее, то попросил господина отвязать от нее шесть коней. Вместо них он, крестьянин, приведет двух своих тощих лошадок, чтобы они спасли ситуацию.
Хозяин кареты стоял пораженный. Разве могут преуспеть две заморенные голодом кобылы там, где шесть благородных и сильных коней не справились?! Но поскольку выбора у него не было, он приказал сделать, как просил крестьянин.
Шесть благородных коней освободили, а карету привязали к двум тощим лошадям. Крестьянин сел на место извозчика, свистнул, и лошади тотчас начали двигаться. Карета постепенно вышла из болота невредимой.
Господин и его слуги не могли поверить своим глазам. Они обратились к хозяину деревенской телеги и попросили объяснения. Уж не колдовство ли здесь замешано?
Крестьянин ответил: «Никакого колдовства здесь нет, но есть простой здравый смысл.
Несмоненно, господин мой, твои кони — лучшие в мире, но у них есть один большой недостаток. Особенности каждого коня видны, только когда он скачит сам по себе. Глубоко внутри они ненавидят друг друга до смерти. Каждый из них родился на другом краю света и жаждет увидеть падение своих соперников. Поэтому, господин, когда все они погрязли в болоте, каждый из них стал думать о себе, а не о других.
У меня же, — продолжил крестьянин, — обе лошади родились вместе, росли вместе и кормились из одного корыта. Я запряг их в твою карету, и они стали помогать друг другу, вытащив ее без особых проблем…»
Рав Буним из Пшисхи закончил свою притчу и сказал, что ответ на вопрос «кто победит — Наполеон или русский царь?» связан с тем же принципом. Наполеон «запряг» в свою армию солдат из разных стран — французов, австрийцев, немцев и т. д. Он привел их с разных краев, чтобы воевать против чужого народа.
По другую сторону стоят русские, которые родились в одной стране и теперь за нее сражаются. Ясно, что они будут биться до последнего, плечо к плечу, и выйдут единым фронтом против войск Наполеона, между которыми нет никакой связи.
Это показывает, что такое единство для народа Израиля. Пока каждый старается доказать свое верховенство, свою исключительность, мы будем продолжать оставаться по уши в грязи. Но если вспомним, что задачи, стоящие перед каждым, — общие для всех нас, то даже если мы будем выглядеть тощими и ослабленными, дорогое и святое для всех нас даст нам силу вытащить телегу из болота, выстоять невредимо перед всеми напастями времени и дождаться с радостью прихода Избавителя в Цион (Бархи Нафши).
20 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
18 декабря, отвечает Редакция Толдот
17 декабря, отвечает Ципора Харитан
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его