Выступает рав Галинский.
«Некоторые написали о том, что в Йом Кипур нужно одевать белую чистую одежду, чтобы быть подобными ангелам служения» (Орах Хаим 610:4, Рама).
Известен следующий рассказ. Раби Исраэль из Саланта вошел в синагогу на «Коль Нидрей» и видит, как ему навстречу спешит молодой человек в белой одежде, укутанный в талит, словно ангел Б-га Воинств. Его лицо белое, в глазах трепет, а зубы стучат от надвигающегося суда, от страха перед приговором. Разве легкое это дело? Весь месяц Элуль он готовился, затем наступили дни Слихот, Рош а-Шана, десять дней раскаяния и, наконец, настал канун святого дня и этот самый час: «Ангелы поспешили, дрожь и трепет их охватили, и сказали они: вот день суда!»
Рав Исраэль обратился к нему: «Скажи, пожалуйста, как себя чувствует такой-то?» Человек, о котором шла речь был тяжело болен.
Но тот, если и услышал, проигнорировал вопрос. Какая ему разница? Разве это его дело? Ведь сейчас его ведут на суд, и его жизнь лежит на чаше весов!
Тогда раби Исраэль произнес перед ним известную фразу, ставшую сокровищем движения Мусара: «Скажи мне на милость, чем я виноват, что ты так трепещешь перед Небесами…»
Я задал вопрос — тебе на него отвечать!
Пришел раби Исраэль в синагогу, которая была забита народом от края до края. Все льют слезы, произносят «чистую молитву» (Тфила Зака) и с дрожащим сердцем ждут «Коль Нидрей». И вот, входит некто в белой одежде, окутанный талитом, и пробивается между молящимися. Толкается локтями и наступает на ноги, прокладывая себе путь.
Проследил за ним раби Исраэль взглядом и вынес вердикт: «Если он одет в белую одежду, как ангел, — значит, несомненно, он и есть ангел. Но это ангел разрушения!»
Давайте же будем как ангелы, но не ангелы разрушения!
Расскажу историю. Один состоятельный торговец предстал перед раби Хаимом из Цанза, желая попросить благословения.
«Откуда ты?» — спросил его раби.
«Из Лемберга» — ответил тот.
Раби обрадовался: «Наверное, ты несешь хорошую весть. Дела у учителя наладились?»
Тот не понял: какой учитель, какие дела?
Тогда раби ему объяснил: «В Лемберге есть учитель, раби Зелиг. Месяц назад он был у меня и рассказал, что обручил свою дочь и обязался выплатить приданное. Время выплаты близилось, но он был не в силах сдержать обещание. Родители жениха угрожали расторгнуть помолвку, а он не знал, что делать. Я помог ему, чем смог, — дал ему письмо для наших друзей. И теперь хотел узнать, решилась ли его проблема».
Торговец ответил: «Да, теперь я припоминаю. У меня попросили денег на помощь ему, но помогло ли это — не имею понятия».
«Как такое возможно, — удивился раби, — Ты ведь уже слышал, в каком он тяжелом положении. Как же ты не поинтересовался, сумел ли он собрать нужную сумму?»
«Скажу Вам, — ответил его собеседник, — Весь день я работаю на своем предприятии. А когда у меня возникает свободное время, я сижу и учусь. Ведь человеку нужно и о будущем мире позаботиться, а не только об этом. Нет у меня времени интересоваться и получать новости. Жаль драгоценных минут, чтобы тратить их на бесполезные разговоры!»
Он был уверен, что раби похвалит его за верное использование времени. И действительно, раби обрадовался: «Значит, ты ученый, знаешь книги! Тогда, быть может, просветишь меня, как нужно понимать Раши!»
Торговец стал извиняться: верно, что он умеет читать, но он и представить себе не может, как объяснить Раши, если сам раби не знает.
«И все-таки Тора — наследие всего Израиля. Послушай. Наш праотец Яаков остался один, “и сражался с ним человек до восхода” (Берешит 32:25). Раши объясняет, что это был ангел Эсава. Дальше рассказывается, как Йосеф заблудился в поле, “и нашел его человек, и спросил: чего ищешь?” (Берешит 37:15). Раши объяснил, что это был Гавриэль. А я удивляюсь: здесь написано “человек”, и там тоже написано “человек”. Кто сообщил Раши, что здесь это святой ангел, а там — ангел Эсава, глава всех демонов?»
Торговец молчал, а раби сам стал отвечать: «Все просто. Йосеф заблудился и потерялся, и вдруг подходит “человек” и интересуется, спрашивает, чего тот ищет, и указывает ему верный путь. Значит, это святой ангел. А другой был послан сражаться с Яаковом и выполнил свое поручение, борясь с ним до утра. Яаков хотел благословить его, но он ответил, что на это нет времени — настал час, когда он должен произносить песнь.
Кто думает только о своем духовном восхождении и из-за этого отказывается ответить на просьбу другого еврея, — ангел Эсава».
Поэтому, когда в Йом Кипур мы уподобляемся ангелам, давайте решим, кому из них действительно стоит уподобляться… (Ве-игадта)
Сегодня, отвечает Хана Лернер
Вчера, отвечает Ципора Харитан
27 декабря, отвечает Лея Хмельницкая
Рав Мордехай Райхинштейн
Тору невозможно точно перевести, полностью передав смысл оригинала. Но разве можно со стопроцентной точностью перевести на другой язык хоть что-нибудь?
Переводчик Виктория Ходосевич
Греки хотели уничтожить духовный стержень народа Израиля и свести его веру в Творца к пустой внешней символике.
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «Выживание. Израиль и человечество»
Мораль, основанная на нравственном очищении
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Маккавеи, первая война, Ханукальное чудо.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Греки завоевывают Эрец Исраэль.
Рав Натан Агрес
Известны ли коды, связанные с Ханукой?
Рав Яков Ашер Синклер
Дни Хануки выражают отношения между Иерусалимом и Афинами, между Шемом и Яфетом...
Гади Поллак
Рав Гедалия Шестак,
из цикла «Еврейская история со времен постройки второго Храма»
Рав Шалом Каплан
Творец всегда забирает из мира то, от чего человечество отказывается...
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Изменники внутри страны, первые раздоры, царствование Антиоха.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава ицхака Зильбера