Темы: Дварим, Чтение Торы, Оцарот
«Вот слова» (1:1). За пять недель до смерти Моше Рабейну начал книгу Дварим — книгу увещевания. «Это учит нас тому, что он стал увещевать их незадолго до смерти», — пишет Раши от имени Сифри. Когда Всевышний послал пророка Ирмию обличать Израиль, тот ответил: «Увы, Всесильный Б-г, я не умею говорить, ибо отрок я» (Ирмия 1:6). Раши объяснил это так: «Я не могу их обличать. Моше делал это незадолго до смерти. А я — разве могу уже в самом начале моей миссии упрекать их за грехи?»
Но Ирмия был послан для обличения Израиля несмотря на все это. Его аргумент не был принят. Почему? Потому что есть огромная разница между увещеванием со стороны Моше и тем, что делал Ирмия. Моше Рабейну указывал на прежние грехи, требовал извлечь из них урок, задуматься о них и исправить поведение. Такое увещевание может подождать до тех пор, пока не наступит нужный момент. Оно должно быть высказано подходящему человеку в подходящее время.
Но пророк Ирмия был послан, чтобы срочно поднять тревогу и воззвать: «Остановитесь, прекратите, вы стоите на краю пропасти! Иначе вы будете уничтожены, навлечете на себя погибель!» В такой ситуации нельзя ждать и медлить. Если кто-то видит, как его ближний спешит навстречу минному полю, он не может сказать: «Я свободен от долга предупреждать его — ведь я еще отрок, я не такой, как Моше. Подожду, пока не приблизится моя смерть…» Он обязан кричать и поднимать тревогу, предупреждая об опасности.
Насколько верно все это для нашего поколения и нашей ситуации! Кто может помогать и оказывать влияние, обучать и действовать, тот не вправе освободить себя, говоря: «Я не умею говорить, ибо я отрок». Ведь у тебя перед глазами люди идут по минному полю. Беги же и укажи им правильный путь, пока еще не поздно!
В этот шаббат после недельной главы Торы в качестве афтары читают «Видение Ишайи». Известно, что в Израиле были миллион и двести тысяч пророков, но записаны были лишь те пророчества, которые оказались необходимы для следующих поколений. Это пророчество тоже было записано для нас, и мы должны отыскать себя в нем. К сожалению, сделать это не так уж сложно.
«Услышьте, небеса, и внемли, земля… детей вырастил Я и возвысил, а они согрешили против Меня». Что сказал им пророк в тот момент? У вас есть государство, независимость, царь, армия, экономика, величие и почет — а вы поворачиваетесь затылком к Тому, кто дал вам все это!
Далее написано: «Бык знает владельца своего и осел — корыто хозяина. А Израиль не знает, народ Мой не задумывается». Удивительное объяснение этого мы находим в книге «Рошей Бесамим» гаона раби Йеуды Ханины Зоара из Марокко.
В Мидраше (Псикта Рабати 14) наши мудрецы говорят:
Был случай с евреем, который пахал в поле на своей корове. Потом он обеднел и продал ее соседу-нееврею. Тот пахал на ней в будни, а когда настал шаббат, снова вывел ее в поле. Но она легла под ярмом и не двигалась с места. Новый хозяин стал бить ее, но корова даже не пошевелилась.
Ее прошлый хозяин-еврей увидел это и понял, что корова привыкла отдыхать в шаббат. Говорит он своему соседу: «Давай, я заставлю ее работать». Подошел он и прошептал ей на ухо: «Корова, корова! Знаешь, когда ты была у меня, ты пахала в будни и отдыхала в шаббат. А теперь из-за моих грехов ты оказалась во владении нееврея. Прошу тебя, встань и работай».
Корова тотчас встала и принялась пахать, а ее новый хозяин говорит: «Прошу тебя, забери ее назад. Ты ее заколдовал! Не отпущу тебя, пока не скажешь, что такое ты ей прошептал на ухо! Я весь день старался, уже и бил ее, и все напрасно!»
Еврей стал успокаивать его и объяснил: «Никакого колдовства! Я сказал ей о шаббате, и она согласилась».
Его сосед сразу испугался: «Если уж корова, у которой нет ни разума, ни речи, признает своего Творца, то я, созданный по образу Б-га и получивший от Него разум, разве не признаю Его?» Он принял иудаизм и стал изучать Тору, и его стали называть Йонатан бен Турта (т. е. «сын коровы»). До сих пор наши учителя приводят законы от его имени.
В другом месте мы учили (Хулин 7 б), как раби Пинхас бен Яир отправился исполнить заповедь. К вечеру он достиг гостиницы на развилке дорог и поставил своего осла в стоило. Ему дали ячмень, а он не ел. Просеяли ячмень ситом, чтобы очистить от примесей, а он все равно не ел. Сказал раби Пинхас бен Яир: «Может быть, от ячменя не отделили десятину?»
Тогда от него отделили десятину, и осел стал есть. Говорит им раби Пинхас: «Это бедное животное идет, чтобы исполнить волю Господа, а вы кормите его тевелем? (урожаем, от которого не отделили десятину)».
На это пророк и намекает: «Бык знает владельца своего» — как та корова, которая знала, что в шаббат нельзя работать. «И осел знает корыто хозяина» — как осел раби Пинхаса бен Яира, который знал, что нельзя есть ячмень, пока от него не отделят приношения и десятину, как требует закон. «А Израиль не знает, народ Мой не задумывается». Мы стали хуже животных, утратили естественное отвращение к греху.
Горе тем, кто теряет естественную тягу к добру и к отделению от зла. Такой человек хуже быка с ослом, знающих своего Хозяина.
Но если все так, то почему? «Народ Мой не задумывается». Размышление о том, что происходит в нашей жизни, помогает прозреть и открыть глаза.
А мы в нашей стране видим своими глазами, что когда оставляют Б-га и воюют против всего святого, то сразу же происходит регресс во всех областях — в военной, политической и экономической. Тогда дожди прекращаются, озеро Кинерет уменьшается, воды не хватает, и сельское хозяйство приходит к кризису — ничто не продолжает работать исправно.
Но зачем вам страдать? Возьмите свою судьбу в собственные руки и улучшите общее состояние! «Если захотите и послушаете, добро всей земли будете вкушать. А если откажетесь и будете непокорны, вкусите меч». Это очень актуальная афтара, в ней есть также возможность исправления и спасения: «Цион правосудием искупится, и пленники его — справедливостью!» (Майян а-Шавуа)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский