«И грех их тяжел весьма» (18:20). Комментаторы задаются вопросом: почему город Сдом был разрушен из-за того, что в нем не давали милостыню бедным? Ведь потомкам Ноаха не заповедано давать ее.
Ответить на это можно так: жители Сдома и вправду не были обязаны подавать милостыню, но если бы они это делали, с Небес было бы проявлено милосердие к ним, и эта заповедь защитила бы их от кары. А поскольку они этого не делали, были наказаны.
Гаону раву Ихезкелю Сарна, главе ешивы Хеврон, однажды срочно потребовалась большая сумма денег размером в 20 000 долларов. В те времена даже известной ешиве, такой как Хеврон, было нелегко собрать столь крупную сумму.
Выбора не было, и руководитель ешивы собрал свои вещи, полетел заграницу и там стал обращаться к меценатам. Но в этот раз они его разочаровали и не исполнили его просьбу.
Глава ешивы переходил из дома одного богача ко второму, пока в одном месте хозяин не согласился дать ему эту огромную сумму, но лишь в качестве кредита на двадцать лет, а не в подарок.
Двадцать лет прошли, и глава ешивы вновь летит в ту страну, чтобы вернуть этому господину долг в размере двадцати тысяч долларов. Снова подходит он к дому, но дверь открывает совсем другой человек.
Когда его спросили, где живет прежний владелец дома, этот новый хозяин не знал, о ком идет речь.
Вышел рав Сарна на улицу и стал спрашивать прохожих о месте жительства того господина. Но ситуация повторялась снова и снова: никто не знал, кого имеет в виду рав. В конце концов один человек вспомнил, что имя, упомянутое руководителем ешивы, похоже на имя одного нищего, живущего в зловонном подвале в одном из зданий на окраине города.
Рав Ихезкель Сарна поспешил к тому подвалу и обнаружил там человека в лохмотьях, покрытого шрамами. Однако черты лица его и в самом деле напоминали кого-то похожего на богача, которого он видел двадцать лет назад.
Достал глава ешивы конверт с суммой в 20 000 долларов и протянул несчастному человеку. Вместо того, чтобы схватить его обеими руками, нищий посмотрел на рава стеклянным взглядом и сделал вид, что не узнает его и не понимает, о чем и о ком идет речь.
Тогда понял глава ешивы, что тот человек не только потерял состояние, но и разум его пострадал, и потому он ничего не помнит о крупном долге, данном в свое время. И все же он постарался напомнить ему.
«Разве не помните вы, что двадцать лет назад я посещал ваш дом, и вы дали мне кредит размером в двадцать тысяч долларов?», — вновь и вновь спрашивал глава ешивы.
В итоге тот вспомнил и завопил с горечью: «Всевышний отнял у меня все. Кроме кожи и плоти ничего на мне не осталось. Беды окружают меня со всех сторон. Даже моя семья оставила меня и бросила на произвол судьбы, так что я остался без детей. После всех моих трудов лишь та заповедь, когда я дал вам денег в долг, осталась у меня. Но вы и ее хотите отнять?!»
И он отказался взять двадцать тысяч долларов обратно.
Мы тоже нуждаемся в силе заповеди подавать милостыню. Когда человек подает нищему деньги, и тот пользуется ими и обеспечивает себя и свою семью, заслуга этой заповеди останется у дающего и всех его потомков. В Мидраше говорится: «Спросили ученики раби Акиву: Что же будет с нами? Он ответил им: Помогайте друг другу и любите мир и справедливость — быть может, еще есть надежда».
Какую поодержку дает нам Мидраш в этих словах! Человек ищет надежду и выход из своего состояния в наши тяжелые дни. Путь перед ним открыт: помогать друг другу, поддерживать один другого, выручать из тяжелого положения, и тогда — быть может, еще есть надежда! (Бархи Нафши).
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Рав Бенцион Зильбер
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Смысл заповедей»
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Элияу Левин,
из цикла «Песах, Сфират аОмер, Шавуот. Законы»
Рав Бенцион Зильбер
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.