«И перечислил их Моше по слову Г-спода» (Бамидбар, 3:16)
Рассказал еврей, житель Тель Авива: около тридцати лет назад жил один раби благородного вида, раби из Вишвы, благословенна память праведника, который каждый день вечером гулял по улице Сдерот Ротшильд в Тель Авиве. Он делал это по указанию врача, для своего здоровья. Однажды он объяснил мне, что есть у него еще причина для прогулок. Он сказал: «Когда-то, если хотели дать рекламу товару, нанимали человека, надевали на него сзади и спереди доски с рекламой, и он прогуливался по тротуару среди прохожих. Ты знаешь, еврей, одетый в кипу и цицит, не говоря уже о бороде, шляпе и костюме, провозглашает, в сущности, свое существование: смотрите, народ Исраэля жив, отец наш еще жив, я с гордостью причисляю себя к верному учению!»
Но однажды, с приходом весны прекратил рав свои прогулки. Я опасался, что он заболел и пошел к нему домой, узнать о его здоровье. Увидев его здоровым, я облегченно вздохнул. Набравшись смелости, я спросил, почему он прекратил свою «тихую демонстрацию»…
Рав улыбнулся и процитировал мне Раши на недельную главу «Бамидбар». Моше рабейну было приказано пересчитать левитов в возрасте от одного месяца и выше. Пишет Раши: «Сказал Моше Святому, благословен Он? Как я могу войти в их шатры, чтобы пересчитать младенцев? Сказал ему Святой, благословен Он: ты сделай свое, а Я сделаю свое. Пошел Моше и стоял на входе в шатер, а Шхина встречала его и Небесный голос, выходящий из шатра, говорил: “столько-то и столько младенцев в этом шатре”. Поэтому сказано: “И пересчитал их Моше по слову Ашема”.»
Сказал рав: «Приди и смотри, как строго относится Тора к сокрытию личного. Билам провозгласил: “Как хороши твои шатры, Яаков”, когда увидел, что не расположены входы один против другого, а Моше рабейну, вознесенный рав сыновей Исраэля и глава колена Леви, спросил, как он может зайти в шатер, чтобы пересчитать детей. Сокрытие личного. Святой, благословен Он, соглашается с его словами, говорит, что он прав. Пусть стоит снаружи, а Шхина сообщит ему, сколько душ живет в шатре.»
И продолжил рав: мучил меня вопрос — почему надо было утруждать Моше рабейну и Святую Шхину, разве нельзя было попросить всех сыновей колена, взрослых и детей, выйти на улицу перед шатром и провести подсчет.
Ты знаешь, что я выучил отсюда? Что стоит, как бы, утруждать Шхину и Моше рабейну, лишь бы не заставлять людей выйти на улицу…
Вздохнул рав и сказал: улица, особенно в жаркие, летние дни, не способствует богобоязненности… Прогулка по улице хороша для моего тела, но я опасаюсь, что в летние дни она повредит моей душе…
С тех пор, каждый год в начале лета, во время недельной главы «Бамидбар», я вспоминаю его слова и стараюсь поменьше выходить на улицу в жаркие, летние дни. (Мааян ашавуа)
«Менору и светильники ее» (Бамидбар, 4:9)
«Вот тот, кто стоит за нашей стеной», Машиах придет, и скоро. Удивит всех нас. «И вдруг придет в чертог свой господин, которого вы просите, и посланец Союза, которого вы ищите, придет» (Малахи, 3:1). И там же продолжено: «Но кто устоит, увидев его, ведь он как огонь в горниле испытаний». Когда мы стоим перед праведником, мы таем. Когда мы стоим перед главой поколения, мы дрожим. Кто же осмелится стоять перед царем Машиахом?! Он посмотрит на нас и проникнет в глубины нашей души. «И поразит землю огнем уст своих, и духом уст своих умертвит злодея» (Ишайя, 11:4).
Но один довод будет стоять за нас. Если мы внесем свою долю в ускорение его прихода, если приблизим его раскрытие, будем мы участниками радости. Склонится к нам его милость и близость.
Но как это сделать? Святой автор книги «Ор а-хаим», благословенна память праведника, раскрывает нам эту тайну: Избавление придет в заслугу Моше рабейну, «И не хочет Моше избавлять народ, отменяющий изучение Торы». Остро. И из этого правила ты слышишь: каждый принимающий участие в уроке Торы, каждая женщина, посылающая мужа на урок Торы, родители, записывающие своих детей в школы, с воспитанием по Торе, приближают наступление Избавления! Когда оно вскоре придет, будут участвовать в радости.
Гаон, маран Хидо, благословенна память праведника, нашел, что на это намекает наша глава: «Менору и светильники ее». Светильник намекает на свет Торы, и в ее заслугу раскроется свет Избавления (Ялкут Шимони, Бамидбар, 8).
Святой гаон, автор книги «Тания», благословенна память праведника, проложил новый путь в хасидизме. Его близкие, могучие пастыри, провозгласили своей целью «служение сердцем», с воодушевлением и чувством, в чистоте сердца и очищением качеств. Он сделал упор на мозг, «мудрость, понимание и знание», божественное учение. Понимание открытой и скрытой Торы — слов Б-га живого — глубоких, широких и высоких, как источник бьющий и река не кончающаяся.
Некоторые люди удивлялись ему, некоторые критиковали. Пример, на что это похоже. На идущего человека, который подняв голову, смотрит на звезды и светила, а под ногами у него камни и даже ямы, иначе говоря, плохие качества! Сначала надо проложить дорогу и очистить ее от камней и других препятствий, а после этого парить в небесах.
Привел автор книги «Тания» свой пример:
Издревле велись бесконечные войны между царствами. Так много крови было пролито, и все напрасно.
Вдруг взошла звезда императора Наполеона Бонапарта во Франции, и в своих молниеносных войнах он покорил всю Европу. Царства на севере, Испанию и Италию на юге, Германию, Австрию и Польшу, пока не вошел в глубину России. В чем была его тайна, как преуспел он в размахе захвата?
Он обновил учение о военных действиях.
До него применяли метод ступенчатых этапов: шли к крепости, а когда добирались до нее, брали в осаду, окружив ее, стреляли по ней из пушек и пробивали стены. Так до тех пор, пока враг не сдавался, и они продолжали поход к следующей цели. Но за это время противник сорганизовывался и атаковал.
Наполеон сосредоточил огромные силы, врывался бурей. Враг укрывался в своей крепости, планировал держаться и даже идти в атаку. Но Наполеон просто обходил крепости. Прорывался в столицу, захватывал власть, а крепости падали сами…
И закончил автор «Тании»: мой учитель и раби, святой Магид из Межирич, благословенна память праведника, объяснял пасук: «Ашем приготовил Престол Свой и царство Его во всяком владычестве» (Теилим, 103:19). Во всем в мире нужно брать пример с Небесного Царства, все приходит как знак Воли Благословенного. И это новое учение о науке воевать появилось для того, чтобы обновить метод великой войны со злым началом.
До сих пор посвящали работу и время точечному противостоянию, чтобы пробить ворота сердца, очистить качество за качеством и убрать камень за камнем. Но вот перед нами новый и обнадеживающий путь: обойти все препятствия, прорваться в столицу. Учи Тору, а каждый, кто занимается Торой, держится за дерево жизни, так как держащийся за него, держится за все.
И само собой, этот свет изгоняет тьму, и все крепости падают. И удостоимся мы света Избавления. (Мааян аэмуна)
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Арье (Лев) Кацин
Гади Поллак
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Гади Поллак
Рав Реувен Пятигорский