Темы: Воспитание в духе Торы, Воспитание детей, Праздники, Школа, Ита Минкина, Младшие школьники
Скажите, пожалуйста: у нас в школе проводится праздник Пурим, в классе еврейских детей двое, наверное, мой и еще один ребенок. А всего человек 5. Меня бесят эти еврейские праздники для неевреев. Дети другие вокруг с крестиками, крещеные. Еврейский праздник. Я своего ребенка на эти праздники не пускаю. Права ли я? Готова поменять мнение. N.
Шалом, дорогая N.!
Ответ на ваш вопрос зависит от атмосферы в классе.
Относятся ли там с уважением к праздникам разных конфессий? Или с безразличием? Как относятся к еврейской теме — и просто к евреям? Пренебрежительно-оскорбительно или нет?
Это зависит и от самого ребенка не в меньшей степени.
Если он может прийти в класс, где учитель с уважением рассказывает о еврейских праздниках, возможно, ребенок даже почувствует себя польщенным вниманием к его Традиции, к его праздникам. Тогда это не причинит вреда.
Но если учитель рассказывает так, что в подаче материала чувствуется пренебрежение, неуважение, то ребенку очень тяжело будет находиться в такой обстановке.
Так что, как видите, ответ на вопрос зависит и от заявленной позиции учителя.
И можно спросить мнение самого ребенка.
Если он в результате религиозного «ликбеза» почувствует гордость: да, это мой народ, древний, большинства его тогдашних притеснителей уже нет: где все эти вавилоняне, египтяне (сегодня на территории Египта проживают арабы, а не потомки тех исторических египтян), где ассирийцы и филистимляне? Нет их, а наш народ жив, здоров и вполне бодр ))
Если в школе приветствуется более близкое знакомство с изучаемым материалом, то можете предложить учителю в качестве учебного пособия хорошие настоящие материалы о еврейских праздниках, не те переводы, которые предлагают «бледное подобие» иудаизма.
Можно привести известную цитату из Марка Твена (она приводится и в книге рава Ицхака Зильбера «Пламя не спалит тебя»).
«Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы… в свое время … наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум — но также и они прошли и ушли… И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они — либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его — бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны — кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи — остались. В чем же секрет вечности евреев?» (Марк Твен, О Евреях, 1898, «Concerning the Jews», Harper's Magazine, September 1899).
Известный историк и философ Николай Бердяев писал (Смысл истории, гл. V, Судьба еврейства):
«…со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания».
А вот что писал Александр Куприн в своем рассказе «Жидовка»:
«Удивительный, непостижимый еврейский народ… что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных божественных книг… Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то сверхъестественное предопределение».
Так что, дорогая N., как видите, всё зависит от того, как преподавать.
И еще важнее — как говорить об этом с сыновьями дома, так, чтобы их переполняла гордость за свой народ, радость, что они — евреи.
С уважением и наилучшими пожеланиями, Ита Минкина
Рав Овадья Климовский
Она была соучастницей обмана?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Эсав сам преследовал Яакова и приложил все усилия, чтобы догнать брата
Рав Мендель Агранович
Или она может выйти замуж после младшей?
Рав Реувен Куклин
Почему Яаков так сильно любил Рахель? Ведь она чем-то похожа на Эсава?
Рав Реувен Пятигорский
Рав Овадья Климовский
Сын хотел досадить отцу?
Хава Куперман,
из цикла «Двенадцать колен еврейского народа»
Рав Реувен Пятигорский
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун