Темы: Реувен Куклин, Дарование Торы, Чудеса
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Скажите, пожалуйста, какие существуют свидетельства того, что Тора была дана Моисею именно Творцом, а не какой-либо иной сущностью, которая лишь представилась так? Вполне возможно, что эта сущность (группа сверхразумных существ?) была намного развитее человечества, а все чудеса, ей творимые, — проявления этого развития: так современный человек может творить чудеса в глазах человека древнего, летая, например, на самолете. Ведь мы не имеем решительно никакого представления о наличии таких сущностей во Вселенной, об их возможностях, технологиях, логике, морали и убеждениях. Заранее благодарен за ответ. Филимон, Днепропетровск
Уважаемый Филимон,
Рамбам (Маймонид) в своей книге Мишнэ Тора (Законы основ Торы 8, 10) пишет: «Евреи поверили Моше (Моисею) не из-за чудес, которые тот совершал: у того, кто верит из-за чудес, сердце не беспорочно; ведь чудеса можно показать и поддельные, и колдовские… А из-за чего поверили ему? Из-за того, что было у горы Синай, когда наши глаза видели, а не чужие, и наши уши слышали, а не другого, огонь, и громы, и пламя. И Моше подошёл ко мгле, и Голос говорил с ним, а мы слышали: “Моше, Моше иди и скажи им это и это”», и так свидетельствует Тора (Дварим 5, 4): «Лицом к лицу говорил Господь с вами…». Во время дарования Торы все евреи поднялись на уровень пророчества и пророческим «зрением» ясно видели, что Всевышний — единственный Властитель мира. И об этом сказано в Торе: «Тебе дано было видеть, чтобы ты знал, что Господь есть Б-г, нет более, кроме Него» (Дварим 4, 35). Одного этого было бы достаточно, чтобы устранить сомнения в том, что именно Всевышний даровал Тору.
Однако откровение Всевышнего еврейскому народу не завершилось и после Синая. Все сорок лет странствования в пустыне у евреев было «сверхприродное» руководство, что позволило им уцелеть в суровых условиях пустыни: столп облачный указывал путь днём, а огненный — ночью, ман (манна) выпадал каждый день и обретал любой вкус, какой человек захочет, одежда не изнашивалась; было ещё много чудес. А когда этот народ, изнурённый, следует предположить, сорока годами странствий, пришёл в Страну Израиля, он одержал победу над сильными народами, жившими там, и отвоевал у них Страну. Всё это ясно свидетельствует, что речь идёт не о каком-то «сверхразумном очковтирательстве», а о действии Высшей Силы, управляющей всем миром. Мы называем Эту Силу — Б-гом.
Когда Моше хотел увидеть Всевышнего, он попросил Его: «Покажи мне славу Твою» (Шмот 33, 18). Всевышний ответил: «…ты увидишь Меня сзади, а лицо Моё не будет видимо» (стих 23). Это объясняется так: Моше просит показать ему, как Всевышний направляет мировую историю. Но Всевышний отвечает: в тот момент, когда исторические события происходят, у человека нет возможности увидеть в них «руку Б-га». Но, оглядываясь назад, на события, которые уже произошли, люди могут ясно увидеть «руку Всевышнего», Его руководство, как Всевышний заботится о Своём народе, храня его в любых обстоятельствах. Ведь нет в мире народа, который бы пережил столько преследований, который столько раз пытались полностью истребить, как евреи. И всё же мы существуем. Пишет рабби Яаков Эмден (в предисловии к молитвеннику Бейт Яаков): «Кто задумается о нашем особом положении в мире, [увидит]: мы — народ в изгнании, овцы рассеянные после всех бедствий и перемен, которые случились с нами за тысячелетия… Все древние народы перестали существовать… А мы, прилепившиеся к Господу, живы ныне, и, клянусь, что, когда задумаюсь об этих удивительных делах, кажутся мне самыми великими чудеса, которые совершил Всевышний для наших отцов в Египте, в пустыне и в Стране Израиля. И чем дольше длилось изгнание, тем более явно подтверждалось чудо и прославлялись деяния Его».
И не только сами евреи видят в этом чудо, но и мудрые люди из других народов. Приведу несколько цитат.
Марк Твен писал («Concerning the Jews», Harper's Magazine, Sept 1899):
«Великие империи древности, египтяне, вавилоняне и персы… в свое время … наполняли землю своими шумными голосами, блеском и великолепием. Но время их уходило, и они увядали, превращались в призраки и исчезали. После них пришли греки и римляне, подняли большой шум — но также и они прошли и ушли… И другие народы пробуждались, поднимали зажженный факел, но лишь до поры до времени, пока он не угасал, а сейчас они — либо в предзакатном свете, либо вовсе исчезли, как будто их и не было вовсе. Еврейский народ видел всех, в конце концов, побеждал их всех, и сегодня он такой же, как всегда, не обнаруживающий ни увядания, ни старения; не уменьшаются его силы, и душа его — бодрствующая, действующая, инициативная и яркая. Все смертны — кроме евреев. Великие народы прошли, и только евреи — остались. В чем же секрет вечности евреев?»
Николай Бердяев писал (Смысл истории, гл. V, Судьба еврейства):
«…со всякой материалистической и позитивно-исторической точки зрения этот народ давно должен был бы перестать существовать. Его существование есть странное, таинственное и чудесное явление, которое указывает, что с судьбой этого народа связаны особые предначертания».
Александр Куприн писал («Жидовка»):
«Удивительный, непостижимый еврейский народ… что ему суждено испытать дальше? Сквозь десятки столетий прошел он, ни с кем не смешиваясь, брезгливо обособляясь от всех наций, тая в своем сердце вековую скорбь и вековой пламень. Пестрая, огромная жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, стала историческим бредом, далекой сказкой, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом во дни их младенчества, не только существует, но сохранил повсюду свой крепкий, горячий южный тип, сохранил свою веру, полную великих надежд и мелочных обрядов, сохранил священный язык своих вдохновенных божественных книг… Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то сверхъестественное предопределение».
И мы, изучая историю еврейского народа и размышляя над ней, можем ощутить, что Высшая Сила «наблюдает» за нами и руководит всем, что происходит в жизни людей. И Эта Сила — Всевышний, Даровавший нам Свою Тору, в которой сказано: «Но и при всём этом, когда они будут в земле врагов своих, не презрю Я их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтобы нарушить завет Мой с ними; ибо Я Господь, Б-г их» (Ваикра 26, 44). И Он исполняет обещанное.
С уважением, Реувен Куклин
Читайте: Можно ли заглянуть в будущее?
Рав Реувен Куклин
Велик тот, кто обязан и выполняет свои обязанности?
Рав Реувен Куклин
Правда ли что мы для вас хуже животных и вы вольны делать с нами всё что захотите?
Рав Реувен Куклин
Рав Реувен Куклин
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Почему Тора была дана в пустыне? Почему Тора не была дана Израилю сразу после Исхода из Египта? Почему Тора была дарована на горе Синай?
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Период пребывания Моше на горе Синай был разбит на десятидневные отрезки. В каждый из них лидер еврейского народа обучался различным наукам, знание которых было необходимо для получения Торы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Итро жил в Мидиане, стране, которая была союзником Амалека и врагом еврейского народа
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Бенцион Зильбер
В одном из Ваших ответов Вы утверждаете, что до Авраама не было евреев...
Рав Берл Набутовский
Рав Меир Мучник
Таков был план Творца?
Рав Овадья Климовский
В чем, собственно, вина фараона???
Рав Бенцион Зильбер
Это не кровосмешение?
Рав Реувен Куклин
Зачем же в священной Торе написано именно так?
Рав Реувен Куклин
Каким венерическим заболеванием был поражён фараон?
Рав Овадья Климовский
Какие варианты были у Авраама?
Рав Яков Шуб
Есть ли с точки зрения Торы какие-то предпочтения, где жить? Как быть, если жених и невеста живут в разных странах и ни один из них не хочет переезжать? Чем руководствоваться при выборе места жительства?
Рав Меир Мучник
Почему Авраам скорбел по Саре и оплакивал ее?
Рав Йегуда Брум
Сара прожила 127 лет и Ахашверош правил 127 странами, есть ли между этими вещами связь?
Рав Овадья Климовский
Женщина, понравившаяся фараону, рисковала овдоветь в одночасье?