Темы: Прогресс и Тора, Пророчество, Устная Тора
Перевод, обработка и комментарии
Моше Фандо
Евреи – народ книги. Книга эта – Тора. Тора говорит о нашем народе. Что касается всего остального человечества, то в Торе и для него есть место. Однако – лишь в контексте судьбы народа еврейского. В этом нет ущемления прав других народов. Просто по сокровенному плану Создателя судьбы всего мира переплетены с судьбой евреев, как и наши, еврейские судьбы столь долгие века впитывали в себя судьбы народов мира.
За последние 3300 лет, то есть со времени Синайского откровения, никто - ни один народ, ни одна религия мира не отвергала божественности Торы. Если же говорить о краткосрочных атеистических системах, то их распад лишь подтвердил несостоятельность, даже безумие борьбы с божественым Провидением. Диктатуры, которые пытались уничтожить тех, кто хранил откровение Торы, то есть евреев, сами потерпели фиаско. Для чего же, спросите вы, Провидение допустило появление на мировой арене враждебных ему идеологий? На это есть глубокие причины, но в общих чертах все они сводятся к одной - исправлению человечества. В конечном счете, все эти системы, исполнив предначертанную им миссию, исчезали.
Остается только надеяться, что будущие поколения смогут извлечь для себя столь нужные им и нам уроки. И в самом деле, чему научились мы, потомки, на истории взлетов и падений древних империй Египта и Вавилона, Мидо-Персии и Греции, языческого Рима и католической церкви в Европе, или скажем, фашистской Германии и Советского Союза? Да, в большинстве случаев история учит лишь тому, что она ничему не учит... Все так, но все-таки, все-таки в одном сомнения нет: те, кто нас пытались уничтожить, исчезли, а мы, еврейский народ, – живы. Как тут не вспомнить знаменитые слова Марка Твена: «Египтяне, вавилоняне и персы появились, наполнили планету грохотом и славой и ушли в небытие. Греки и римляне последовали за ними. Еврей видел все это, пережил их всех, и сегодня он - тот же, кем был и всегда, даже без намека на потерю сил, упадок или старение. Все в этом мире смертно, кроме еврея; все на свете исчезает, но он остается. В чем тайна его бессмертия?» (Марк Твен, О Евреях. 1898)
В чем же? Не в том ли, что именно так повелела Тора? Так предсказано ее Автором. В Торе предсказано все, без исключения. Там, особенно на глубинных уровнях, да и в Библейских кодах, изложена судьба всех народов. Однако главный герой Торы - народ Израиля, народ Торы, народ пророков.
Да и сами пророки говорили прежде всего об Израиле. Их слова полны любви и заботы не только о наших предках, но и о нас с вами. Они утверждают в наших сердцах идеалы добра. Они укоряют евреев в преступлениях против Творца и, в конечном итоге, - против самих себя. Они предрекают награду за исполнение заповедей - к жизни и счастью, и они же предупреждают о последствиях их нарушения - к горю, плену и гибели.
И хотя главная цель пророков - вернуть современное им поколение к Б-гу, (как говорит книга «Зохар Брейшит» 212а, их задача - поднять дух народа), они обращались и к нам, к тем, кто пришел позже, оставив ценнейшие предсказания о будущем. Прежде всего, это пророчества о судьбе древних империй, древних царей, порабощавших еврейский народ. Все они исполнились. С тех пор прошли многие века. Мы помним об этих уроках точности Божественного промысла. Но сегодня нам хочется, нам просто необходимо знать, что пророки говорят именно нашему поколению. Необходимо нам это для того, чтобы понять, что происходит в сегодняшнем запутанном мире: кто мы, где мы, куда мы идем, что с нами будет? Нам, живущим сегодня, важно знать, что мы не оставлены щепкой на волнах сменяющих друг друга веков, что Небо видит нас, что и сегодня Провидение руководит историей Израильского народа и всего человечества.
В пророчествах Торы ответы на эти вопросы есть. Эти пророчества говорят, что мы живем во времена, предшествующие окончательному избавлению от страданий и евреев, и всего мира; что эра Мошиаха уже практически началась. Пророческое слово открывает пред нами панораму исполнения плана Творца, неимоверно сложного и бесконечно гениального. И в этой панораме мы можем увидеть самих себя.
Прежде всего следует заметить, что послания пророков, и это очевидно, были написаны на языке их времени. Так, например, среди невзгод и лишений, стремясь вдохнуть надежду в еврейские сердца, желая наполнить их жизнью и силой, пророк (Ишаяху 60:4-9) говорит: «Когда увидите, что евреи понесутся в землю Израиля подобно облакам, и это несмотря на насилие, преследование и ненависть к нам во всем мире, когда увидите такую широкомасштабную миграцию евреев по воздуху, тогда знайте: вы приближаетесь к эпохе Мошиаха, а значит, пора строить, пора восстанавливать в Эрец Израиль еврейскую жизнь».
И все же, даже видя и предсказывая будущее, пророки не могли использовать терминологию этого будущего. К примеру, они не могли употребить слово «самолет», который еще не был изобретен, и потому этот термин не был бы понятен прежним поколениям. А ведь любое пророчество должно быть понятно прежде всего тому поколению, в котором живет сам пророк. Поэтому, описывая времена накануне прихода Мошиаха, пророки говорили об этом образно, как о передвижении огромного количества евреев диаспоры в Израиль по воздуху. Именно в таком, пусть общем, виде это предсказание могло быть понято всеми поколениями на протяжении многих веков.
По этой же причине царь и пророк Давид пишет, что еврейский народ будет атакован не народами или армиями, а «ударами железных прутьев» (Тхилим/Псалмы 2:9, 107:16). Опять же, причина в том, что слова «ракета», «скад»или «боеголовка» не были бы понятны нашим предкам. Конкретные слова и символы – дело преходящих дней и меняющихся обстоятельств. Содержание же пророчеств – вечно: оно сыграло свою роль в эпоху пророка, но несет существенную информацию и нам, сегодня, тысячи лет спустя.
«ПИСЬМО ЕГО НЕПРЕМЕННО НАЙДЕТ...»
Помните эти с детства любимые строчки? Ведь как повезло герою Бориса Житкова – как не мотало его по белому свету, письмо-таки ему вручили. Однако необыкновенно повезло не только ему. Подумайте только: сегодня, в XXI веке, мы с вами имеем возможность читать, практически в оргинале, те строчки, что были написаны нам тысячи лет назад? Как нашло адресата письмо, которое послали нам древние пророки?
Итак, несколько слов о технологии работы небесной почты.
Многие пророчества о сегодняшнем и завтрашнем дне были записаны в книгах, собранных последним поколением пророков, собранием 120 мудрецов, включая таких гигантов, как Мордехай (главный герой событий Пурима), Эзра (времена восстановления Второго Храма), и Даниэль. Их называют Аншей Кнессет ХаГэдола, Мужи Великого Собрания. Они объединили ценнейшие святые книги, и на этом закончили, запечатали ТаНаХ, (Тора – Пятикнижье Моше, Нэвиим-пророки и Кетувим-Писания). Эти книги и составили письменную Тору (Тора Шебихтав). Не менее серьезные откровения о будущем содержались и в Устной Торе (Тора Шебэалпэ). Как гласит само название этой части нашей традиции, Устная Тора на протяжениии 1400 лет после Синайского откровения передавалась устно, от поколения к поколению, т.е. - с 2448 г. от сотв. мира (1312 г. до н.э.). Записать же ее стало необходимо вследствии репрессий, которые Римская империя обрушила на еврейский народ. В те годы изучение Торы было запрещено под страхом смертной казни. В этой обстановке встала задача: сохранить великое наследие, полученное на Синае и передававшееся из уст в уста в течении полутора тысяч лет.
Задача эта решалась в несколько этапов. На первом этапе наши ранние учителя, Танаим, составили такие книги, как Мишна, Тосефта, Мехилта, Сифра, Зохар и Мидраш. На втором и третьем этапах более поздние мудрецы, Амораи и Савораи, составили Гемору, причем одна была записана в Иерусалиме, а вторая – в Вавилоне. Этот период продолжался примерно до 600 г. н.э. В целом, труды этих трех периодов, в основном Мишна и Гемора, дошли до нас как Талмуд. Все эти бесценные письмена древних мудрецов (под общим названием Хазал), и составили Устную Тору (Тора Шебеалпэ).
В нашей статье мы постараемся лишь начать читать это письмо вечной мудрости. И будем помнить, что письмо это пророческое обращено к нашему поколению, оно - к каждому из нас и о каждом из нас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»