Темы: Археология, Храм, Разрушение Храма, Еврейская история, Батшева Эскин
Могли ли подумать читатели Марка Твена, описавшего свое путешествие в Палестину в книге «Простаки за границей», что грядущий XX век ознаменуется возвращением евреев на свою землю и ее возрождением, а в следующем, XXI веке, Святая Земля начнет понемногу (чтобы не слишком шокировать!) выдавать свои сокровища многотысячелетней давности? Узнавая их, изучая, сравнивая с описанным в Священном Писании, весь мир убеждается в его истинности, и жизнь Древней Иудеи становится нам всё ближе и понятнее.
«Несколько миль ехали по унылым местам… безмолвные мрачные просторы… Даже прославленный Иерусалим, одно из самых величайших имен в истории, утратил былое величие и превратился в нищую деревню… Палестина — край заброшенный и неприглядный…» — таким увидел Иерусалим Марк Твен. Совсем иным видит его сейчас каждый, имеющий глаза. А раскопки, во всю ширь развернувшиеся в последние десятилетия, начинают приоткрывать нам и «былое величие» еврейской столицы.
Перенесемся на 2770 лет назад… Стоит во всем своем великолепии Первый Храм — но о том, что он вскоре будет разрушен, знают немногие. Ассирийский царь Санхерив уже победил Израильское царство, и 10 колен изгнаны со своей земли. Иудея еще держится. Здесь правит праведный царь Хизкияу. Ассирия больше не угрожает евреям (после того, как всё ассирийское войско в пасхальную ночь умерло от таинственного мора под крепостными стенами Иерусалима), а до разрушения Храма и вавилонского плена есть еще несколько десятилетий…
В распространенном в первых числах сентября Управлением древностей Израиля пресс-релизе рассказывается о новой, потрясшей самих археологов, находке: о руинах древних строений VIII или VII веков до нашей эры! Кто жил в этом великолепном здании в период Первого Храма? Кто, бросая взгляд в окно, неизменно видел за ним ровный, поднимающийся от жертвенника всесожжения прямо в небо, столб дыма?
Пока у археологов, обнаруживших руины этого дворца в ходе раскопок в иерусалимском районе Армон Анацив, больше вопросов, чем ответов. Принадлежал ли этот богатый дом кому-то из знатных горожан — или даже самому царю? Несколько десятков элементов каменного зодчества, обнаруженных при раскопках, указывают на то, что дворец был великолепен. Найденные капители колонн и элементы роскошного оформления окон эксперты назвали самыми красивыми и впечатляющими из всех, что были обнаружены на сегодняшний день. Две из трех капителей были аккуратно сложены одна на другую, как будто специально законсервированы. Кем и с какой целью — пока неизвестно.
Найденные капители выполнены в уникальном раннем стиле, называемом прото-эолийским (из-за сходства с более поздним греческим эолийским стилем). Эти богато украшенные каменные капители встречались археологам и ранее — в Самарии, Мегиддо и Гезере, где они украшали монументальные внешние ворота крепостей, но здесь, в Иерусалиме, эти капители впервые были найдены в своем миниатюрном исполнении. Каждому, кто захочет узнать точно, как выглядит такая капитель, достаточно взглянуть на современную пятишекелевую монету, на аверсе которой Банк Израиля решил поместить ее изображение.
Все археологические находки последнего времени (в районах Армон-Анацив, Рамат-Рахель и Арнона) складываются в единую картину, на которой мы видим, как возрождался и расстраивался Иерусалим после осады Ассирии. Пока только славное прошлое Иудеи и Иерусалима, про которое мы читали в Танахе, становится очевидным для всех, но это вселяет надежду на то, что вскоре так же очевидно станет и ожидающее евреев славное будущее, описанное в книгах Пророков!
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»