Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
Почему Итро заточил Моше?
Это «внеочередной» пост, который не планировался, но AdikTz в комментариях на предыдущий пост задал хорошие вопросы, и ответ стал таким, что уже логичнее выкладывать как новый пост.
В Ялькут Шимони описывается история, произошедшая после того, как Моше прибыл к Итро и спас его дочерей. Узнав, что Моше бежал сначала от фараона, а затем из Куша, Итро побоялся, что он в розыске, и за ним могут прийти. А если он, Итро его укроет, то попадет и ему как «сообщнику» и «укрывателю террориста». Поэтому он заточил Моше в подвал (или в «яму») на целые десять лет, а его дочь Ципора, на которой Моше впоследствии женился, тайно носила ему еду. В конце концов она сказала отцу: «Помнишь того человека? За ним так никто и не пришел, так что можно уже не бояться». «Но ведь он наверное уже умер» - ответил Итро. «Разве ты не знаешь, что Б-г евреев может их чудесным образом хранить: и Авраама спас из огня, и Яакова от ангела, и самого Моше из вод Нила и от меча фараона. Давай проверим». Проверили - действительно жив, выпустили.
Вопросы: почему Итро заточил Моше в подвал (почти как в «Кавказском пленнике»)? Логика действий. Если боялся властей, мог бы прогнать, выдать властям, убить наконец. И неужели Итро не знал и не подозревал, что Ципора все это время кормит Моше? А если думал, что никто его не кормит, то пленник через некоторое время должен был умереть, и логично было бы проверить, как он там, и если умер - похоронить, скрыть труп. А по мидрашу создается впечатление, что Итро как бы отрешен от всего этого: «Он, наверное, уже умер».
Пацифистские опасения Итро
Хорошие вопросы. Попробуем подумать. Для начала продолжим читать мидраш: после того, как Моше выпустили из подвала, вышел он в сад Итро - и видит там воткнутый в землю посох, на котором высечено Имя Б-га и другие слова. Пришел, увидел - и вытянул этот посох из земли. Оказалось, что он создан еще при Сотворении Мира, от Адама переходил из поколения в поколение до праотцов, от них - к Йосефу. После смерти Йосефа его забрал фараон, а Итро, будучи одним из главных его советников, увидел и украдкой взял себе. После того, как он воткнул посох у себя в саду, его невозможно было вытянуть обратно. И когда у Итро стали просить руку его дочери Ципоры, он решил, что отдаст ее только тому, кто вытянет этот посох. Но никому не удавалось - пока не пришел Моше и вытянул. (Это уже как в другой классике.) Поразился Итро такому диву и дал ему в жены Ципору. Так написано в Ялькут Шимони.
Но в Мидраш Вайоша все в другом порядке. Спасая дочерей Итро у колодца, Моше уже тогда увидел, как хороша и праведна Ципора, и попросил ее руки. Она ответила, что это не так просто: есть у отца в саду посох, воткнутый в землю, такая у него история, еще от Адама и т. д., и каждому, кто добиваются ее руки, отец ставит условие вытянуть этот посох, но еще никому не удалось. Моше приходит к Итро и просит руку Ципоры, Итро посылает его в сад к посоху, Моше сразу его вытаскивает. Изумленный Итро догадывается: наверняка это тот человек, о котором предсказывали, что он выведет евреев из Египта, и при этом Египет подвергнется великим разрушениям, погибнет много людей. Придя к такому заключению, Итро заточил его на 10 лет, Ципора его тайно кормила, а потом сказала отцу: помнишь того человека, теперь он наверное умер, и надо убрать его труп, а если не умер, должно быть он особый праведник, и его спас Б-г. Проверили - жив. Обнял его Итро и сказал: теперь вижу, что ты великий праведник, и Б-г с тобой, и посредством тебя выведет Б-г евреев из Египта и подвергнет Египет разрушениям. И дал ему Ципору в жены, и много денег.
Итак, согласно второму мидрашу, Итро заточил Моше не потому, что побоялся, что он в розыске, и за ним придут и накажут Итро как укрывателя. А потому что, когда Моше вытащил посох, Итро заподозрил, что он выведет евреев из Египта - и разрушит Египет, и погибнет много людей.
А теперь сравним с мидрашем, который приводит Раши уже в этой главе: после самого Исхода, когда все так и произошло, Итро пришел к Моше в пустыню, где находился лагерь еврейского народа. Когда Моше рассказал ему обо всем, случившемся при Исходе, ва-ихад Итро - «Итро возрадовался» спасению евреев. Но при этом, по словам мудрецов, наасе хадудин - у него по коже побежали мурашки от того, как был разрушен Египет и погибли египтяне. Это его не обрадовало, а привело в ужас. Да, он не хотел, чтобы страдали евреи - ведь изначально, будучи советником фараона, он голосовал против их порабощения, отчего потом ему пришлось бежать. Поэтому теперь он был рад спасению евреев. Но гибели египтян он тоже не хотел. Он бы предпочел, если бы вообще никто не погибал, и не страдал. (И Б-г, вообще-то, тоже: ведь когда евреи после Рассечения Красного моря стали петь свою песнь, ангелы начали было петь вместе с ними, а Б-г их одернул: «Мои создания тонут, а вы поете?!» Евреям было уместно, ибо это было их личное спасение от врагов, которые хотели их убить. Но тем, кому египтяне не угрожали, - неуместно. Гибель египтян - тоже трагедия. Они заслуживали наказание за грехи, но еще лучше было бы, если бы не согрешили и не погибли.)
Теперь становится понятна реакция Итро, когда Моше при первой встрече вытащил посох: это он собирается вывести евреев из Египта! Но - тогда погибнут египтяне! Опасный человек, нельзя ему давать этого сделать, надо запереть его в подвале.
Но в таком случае, во-первых, почему действительно просто не убить Моше? А во-вторых, почему потом, после того, как тот выжил все эти годы, Итро вроде бы меняет свое отношение: признает праведность Моше, что с ним Б-г, и вроде бы смиряется с тем, что Моше выведет евреев из Египта, со всеми вытекающими последствиями?
Спасенные в яме
Кого еще, кроме Моше, бросали в яму - но не убивали?
Йосефа.
Братья хотели его убить. Почему? Опасный человек. Да, считается самым умным и праведным, отец предсказывает ему великое будущее и лидерство. Но на нас доносит, видит сны о царстве над нами, прихорашивается. Слишком много о себе думает. Ине бааль а-халомот а-лазе ба - "Вот идет этот сновидец". Мудрецы толкуют: зе евиэну лидей баалим - "Этот приведет нас к [поклонению идолам] Баала". Придет к власти - ради ее сохранения уведет народ от Б-га, что и сделал впоследствии его потомок Яровам. И Яаков тоже в конечном итоге увидел эту опасность, когда благословлял сыновей Йосефа. И власть - основное царство - отдал оппоненту Йосефа Йеуде, который был не таким же гениальным и святым, но зато умел признавать свою неправоту и миловать, как в истории с Тамар. А то Йосеф, пусть и великий праведник, слишком интеллектуален и уверен в своей правоте. Такому лучше не давать в руки власть.
Но правильно ли сейчас братьям убивать самого Йосефа? Нет, не надо проливать кровь своими руками, говорит Реувен, лучше бросим его в яму. Как свидетельствует Тора, «чтобы спасти его». А чем лучше яма? Там нет воды, зато есть змеи и скорпионы - это называется спас?
Объясняет Ор а-Хаим: в яме Йосеф будет полностью зависеть от Б-га: если не заслуживает смерти, Б-г его спасет, особенно если он праведник. Тогда как человек, обладающий свободой выбора, может убить другого, даже если на Небесах не издали специального постановления, что он должен умереть. (Сложная тема, но вкратце так.) Так что, если вы, братья, считаете, что он достоин смерти, не надо убивать его самим - в случае ошибки станете убийцами. Лучше бросьте его в яму, и, если заслуживает смерти, то умрет по воле Б-га. А если не заслуживает смерти, то Б-г его спасет, а там уж не дадим ему власть, а с потомками будь, что Б-г даст.
Возможно, что и Итро бросил Моше в подвал, руководствуясь подобными соображениями. Опасный человек: собирается вывести евреев из Египта, т.е. устроить революцию, и по ходу дела прольет много невинной крови. Потенциальный Ленин. (Или Троцкий.) И божество из себя сделает, как сделали из Ленина, и в мавзолее его похоронят, как хоронили фараонов в том же Египте, и поклоняться будут.
Но убивать его самого (или выдавать властям) сейчас тоже не надо - ведь может быть, он не заслуживает смерти, да Итро вообще никому смерти не желает, ни египтянам, ни евреям. Что делать?
Бросить в подвал. Змей и скорпионов там нет - но еды тоже, и, если заслуживает, умрет по воле Б-га, Он не спасет.
По прошествии времени оказалось, что Б-г чудесным образом спас - тогда другое дело! Значит, он на самом деле праведник, и с ним Б-г. И даже если действительно суждено, что он выведет евреев из Египта, и при том погибнут египтяне, то, хотя и это печально, но уже не так страшно.
Почему? Обратим внимание на слова Итро, которые приводит мидраш. Изначально Итро опасался, что «его рукой будет разрушен Египет и все, что в нем». Теперь же Итро принимает, что «твоей рукой будет разрушен Египет, и посредством тебя утопит Б-г фараона и его войско». И после того, как это случилось, Итро комментирует (в этой недельной главе): ки ба-давар адеш заду алейен - египтяне были наказаны тем же злом, которое содеяли против евреев: утоплены.
То есть изначально Итро опасался, что Моше, совершив революцию и вызволив евреев из Египта, тюрьмы народов, возомнит себя вершителем судеб и, в порядке мести всем бывшим «господам», устроит «красный террор» - перебьет всех без разбора египтян. Знаем мы этих революционеров. Проводят много лет в бегах и в эмиграции, толкуют о свободе, ругают царских держиморд, но сами, вернувшись, такого натворят!.. Но, увидев, что с ним Б-г, и что он праведник, Итро успокоился: даже в той ситуации Моше не забудет, что он всего лишь посланник Б-га, и будет действовать только в соответствии с Его указаниями. И египтяне погибнут не все без разбора, а только те, кто заслуживает наказание за содеянное зло - и в точности так, как заслуживает. В конечном итоге даже гибель тех египтян опечалила Итро, но, как сказано, это уже нормально, Б-г тоже их с сожалением убивал, и сам Итро все-таки признал справедливость наказания.
Если так, то и другой мидраш, где порядок истории обратный, можно объяснить аналогично: Моше еще не вытащил посох, и Итро еще не знает о том, что он потенциальный спаситель евреев, а только, что он беглец, и боится, что его, Итро, обвинят в укрывательстве. Но убивать Моше он тоже не хочет, и своими руками выдавать властям тоже не будет, он никому не желает смерти. Лучше бросить в подвал - так и его не обвинят в пособничестве, и Б-г Сам решит, спасать Моше, или нет.
Неужели все эти годы Итро не знал, что Ципора носит Моше еду?
Не знал, она это делала секретно. В мидраше четко написано: подумала Ципора: как я могу спасти праведника от жестокой смерти? Пришла и сказала отцу: жены у тебя нет, а дочерей семь. Пусть шесть пасут овец, а я буду домохозяйкой. Он согласился, и так она осталась дома и получила возможность тайком носить еду Моше.
Но почему Итро так долго не проверял и, казалось бы, обо всем забыл и отрешился?
Возможно, в этом тоже чудо. Ведь иначе возникал бы вопрос: Итро убедился в том, что Б-г с Моше, потому что создалось впечатление, что Моше чудесным образом выжил без еды. Но ведь на самом деле он выжил потому, что его кормила Ципора. Значит, в этом Итро обманулся? Не обязательно: на самом деле чудо действительно было, только не в том, что Моше выжил без еды, а в том, что все это время Итро не замечал, как Ципора носит ему еду, и вообще совсем о нем забыл. Как говорят мудрецы, «все слепы, пока Б-г не откроет им глаза». Поэтому вспомнил только тогда, когда Ципора напомнила уже через 7 или 10 лет. А может быть, тогда Итро и сам понял (или Ципора сама ему рассказала), что она его кормила, но понял и то, что чудом не заметил и забыл обо всем. Так или иначе, получается, что Б-г чудесным образом хранит Моше.
Кого заменял телец?
Кстати, в свете сказанного, хорошо стыкуются и другие вещи. В продолжении главы Итро видит, как Моше судит народ, и ему это не нравится: «Почему ты один сидишь, а весь народ перед тобой стоит с утра до вечера?» Объясняет Раши: почему ты сидишь, как царь, а их заставляешь стоять, как свиту, это неуважение к народу! (Так объясняет Мизрахи.) Итро опять беспокоится, что Моше уподобится большевистским вождям. От одного царя ты народ освободил, но не создаешь ли теперь собственную диктатуру и культ личности? Моше отвечает: нет, никакие почести и свита мне не нужны, просто люди приходят с вопросами о Торе, и моя обязанность им отвечать. Итро не успокаивается: все равно не следует все делать одному - не справишься с нагрузкой, выбьешься из сил. Ленин тоже, в отличие от Сталина, не был заинтересован в собственном культе личности, но, контролируя и решая все единолично, после пятилетнего перенапряжения просто сошел с ума.
А потом, хотя Ленин сам к этому не стремился, его, по сути, сделали божеством. И здесь опасения Итро, похоже, были не напрасны - в свете произошедшей впоследствии историей с Золотым тельцом.
Известный вопрос: как могли евреи через всего лишь сорок дней после прямого общения с Б-гом начать поклоняться идолу?
Известен и ответ. Объясняет Рамбан: они сделали тельца вовсе не в качестве замены Б-га, а как посредника между Ним и собой: ведь они подумали, что умер Моше, вот и решили сделать ему такую замену. И телец - всего лишь символ небесной силы под названием шор (бык), одной из сил, посредством которых Б-г управляет миром. Вот пусть и служит посредником между нами и Б-гом. Но это считается идолопоклонством, ибо евреи, в отличие от других народов, должны связываться с Б-гом без всяких посредников, напрямую.
Но тогда опять вопрос: если они подумали, что Моше умер, то кто является логичной ему заменой? Конечно Аарон - следующий по «старшинству», партнер во всех чудесах Исхода. И зачем какой-то телец?
Ответ, похоже таков: те, кто сделал тельца, - т.е. эрев рав, примешавшиеся к евреям египтяне, инициировавшие это дело - думали, что и сам Моше - не совсем человек, а некий человекобог. Мол, только так он мог проделать все эти чудеса и связать нас с Б-гом. Неслучайно после Десяти Заповедей евреи сказали Моше: мы не можем выдержать такого прямого откровения Б-га, говори с Ним ты, а нам потом передашь, что Он сказал. Так пересказывается этот эпизод в главе Ваэтханан, и, согласно толкованию мудрецов, Б-г был опечален, что евреи не хотят получать указания напрямую от Него. Значит, они думают, что только Моше способен общаться с Б-гом напрямую, потому что сам «немного бог». Поэтому, если он умер, то Аарон заменить его не сможет, а только еще какое-то божество. Ведь такого рода идеями, как известно, грешила и другая большая религия, отколовшаяся впоследствии от еврейства. А потом и большая идеология, тоже созданная евреями, хотя формально атеистическая, но на практике религиозная по духу - склонная к обожествлению и культу своих вождей.
Интересно, что, когда был сделан телец, Б-г предложил Моше уничтожить весь народ и дать ему породить новый, более великий. А ведь это соблазн: так его будут называть не только Моше Рабейну - «наш учитель», но и, возможно, Авину, «наш отец», возможно вместо Авраама, Ицхака и Яакова, вырежем их из фотографии. Сталин, вон, любил вырезать из фотографий уничтоженных соратников и переписывать историю так, будто только он сделал всю революцию. А здесь Сам Б-г предлагает Моше остаться единственным, и говорит, что остальные сами заслужили быть репрессированными. Но Моше не поддается на соблазн: прости им тельца, «а если нет, то сотри мое имя из Своей книги». Пусть лучше не их, а мое имя будет вырезано из всей Торы!
Моше спасла от соблазна его великая скромность: и изначально он к власти не рвался, приняв саму миссию почти против своей воли, и потом тоже часто просил освободить его от этого бремени. Поэтому и после смерти, хотя его тело сохранилось без особого бальзамирования, Б-г уберег его от участи Ленина (которой еще Яаков опасался): похоронил его так, что никто не знает, где его могила, и не могут сделать из него божества.
Теги: Недельная глава, история, Моше, Итро