Отложить Отложено Подписаться Вы подписаны
"Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим под руководством Моше и Аарона. А Моше записал места их выхода в походы их по слову Г-сподню". Великий Магид рабби Дов Бер из Межерич זצק''ל זי''ע объясняет, что смысл всех переходов евреев по пустыне в том, чтобы очистить эти места, освободить и поднять искры святости, которые в них находились. Поэтому Тора перечисляет не просто названия стоянок, а именно переходы и те места, которые удалось евреям исправить. И потому --"А Моше записал места их выхода" – то есть места выхода искр святости. Ни в одном лишнем месте, в котором нечего было исправлять, евреи не побывали!
Кожнице Магид זצק''ל זי''ע говорит: бывает, что человек искренне, от всего сердца стремится служить Всевышнему, но у него ничего не получается. Объяснение этому в том, что он не очистил себя как следует от своего дурного прошлого, нечистых привычек, качеств и представлений. Это тянет его назад и мешает по-настоящему приблизиться к святости. Поэтому тот, кто желает действительно исполнять волю своего Творца, должен как следует очистить себя от всего дурного и основательно пересмотреть весь свой прежний жизненный путь. Это и называется сделать настоящую, полную тшуву, после которой только и возможно удостоиться настоящего служения, угодного Б-гу. На это правило намекает наша фраза: "Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской" – в начале пути необходимо действительно покинуть землю Египетскую, вместилище всего дурного.
Глава "Масъэй" – это глава подведения итогов, завершение Книги Бамидбар и в значительной степени всей Торы. Пятая Книга, Дварим – это заключительная речь Моше, сказанная им в последние 36 дней своей жизни. Основной итог всего пути, который евреи проделали со Всевышним по пустыне подводится именно в нашей главе. За сорок лет странствий евреи сделали 42 перехода. Это соответствует Сорокадвухбуквенному Имени Всевышнего, с помощью которого, согласно Кабале, происходит поднятие миров. Это Имя в скрытом виде мы произносим во время молитвы. Оно закодировано в "Молитве рабби Нахунии бен Акана" – "Ана бекоах гдулат яминха", в которой ровно 42 слова. Так евреи, ступень за ступенью, поднимались, всё более удаляясь от Египта.
Оглядываясь назад, на содержание Книги Бамидбар, можно видеть, что почти все грехи нашего народа, описанные в ней, имеют одну общую основу. Это неверие, которое евреи пустили в своё сердце и выражали словами. И претензии жаждущих мяса в главе "Беаалотха", и плач в ночь на Девятое Ава в главе "Шлах", и бунты главы "Корах" и главы "Хукат"-- все происходило от недостатка веры.
Еврей, даже не понимая смысла того, что происходит с ним, обязан знать и помнить, что он идёт по жизни не один, что рядом всегда его Б-г, Который любит его как отец и никогда не оставит, Который позаботится о нём и защитит его, Который Всемогущ и является единственным и полновластным Хозяином этого мира и всего сущего. Который желает нам, Его детям, добра. И всё, что Он посылает, делается только ради нашего блага, для нашей пользы.
Мы привыкли оценивать человека по конкретным поступкам. И это совершенно правильно. Но существует ещё одна важнейшая шкала – это чистота сердца: не только что человек делает или не делает, но и как делается, с каким уровнем веры, любви и трепета перед Б-гом. Именно это решает все, в конечном счёте, как говорит Талмуд в Трактате "Макот": "Пришёл пророк Хавакук и свёл всю Тору к одной основе -- "Праведник верой своей будет жить".
Мы видим немало примеров того, как вера евреев изменяла соотношения сил на Небесах и спасала их. Так, при переходе через море Ям Суф, когда, казалось, нет спасения, именно вера в своего Б-га подвигла Нахшона броситься в бушующие волны. И оказалось, что иногда действие важнее слов, готовность самоотверженно идти за Б-гом сильнее молитвы. Мидраш рассказывает, что у рабби Акивы был учитель -- рабби Нохум Гамзо, прозванный так за свою привычку во всех, даже самых безвыходных, ситуациях говорить: "Гам зу летова" – "и это к лучшему". Именно эти слова, показатель его абсолютного доверия к Б-гу, снимали все обвинения на Небесах и спасали его и других евреев, как видно из рассказов о нем.
Мы живём с вами в такое время, когда верить тяжело, время большого Сокрытия Лица, время, когда вокруг царят безверие и цинизм. Но это значит, что именно в наше время вера еврея ценится больше, и заслуга того, кто стремится к вере, выше, чем когда-либо.
В заключение мне хотелось бы привести слова святого Баал Шем Това. Он, которому было открыто очень многое, говорил: "Всему тому, что я умею и знаю, я готов предпочесть простую искреннюю веру обычного паренька". Дай Б-г и нам с вами удостоиться настоящей, искренней цельной веры!
Мы привыкли, что приехать на Святую Землю и жить в ней это очень просто. Но для многих величайших евреев удостоиться подняться в Эрец Исроэль – это мечта, которую им так и не удалось осуществить. Вспомните Моше Рабейну, который, несмотря на все молитвы, так и не вошёл в Землю Обетованную.
Баал Шем Тов предпринял несколько попыток приехать на Святую Землю, которые закончились неудачно. Вот одна из них, о которой рассказывают цадиким. На пути в Эрец Исроэль Бешт добрался до Константинополя, где закончились все его средства, так что у него не было даже возможности провести Пейсах. В последний момент его пригласил в гости на Сейдер один местный еврей.
Баал Шем Тов был очень благодарен ему и решил благословить. Увидев, что, несмотря на солидный возраст, у хозяев нет детей, он благословил, чтобы у них родился сын. Тут он услышал круз на Небесах, который провозгласил, что своей брахой Баал Шем Тов нарушил весь порядок в мире, так как хозяину дома иметь детей было не положено. В наказание он, Бешт, лишается своей доли в Грядущем Мире.
Услышанное не расстроило Баал Шем Това. Наоборот, он решил, что теперь его служение будет совершеннее, так как он будет служить Б-гу только ради того, чтобы сделать Ему приятное, без малейшего намерения получить что-то от Него в награду. Он радостно сказал хозяину: "Я и не знал, что на роду тебе было написано не иметь детей. Но ничего, теперь они у тебя обязательно будут, слава Б-гу". После этого он услышал опять круз на Небе, который сказал, что доля в Грядущем Мире ему возвращается, а предыдущий круз был просто испытанием.
По дороге в Эрец Исраэль корабль Бешта потерпел крушение, и он вместе с другими пассажирами оказался на незнакомом берегу. Там на них напали разбойники, которые отобрали все их вещи. Бешта и еще одного еврея привязали к дереву. У Бешта в этот момент случилось затмение разума, он ни на что не реагировал и ничего не предпринимал.
-- Ребе, сделайте же что-то, - молил еврей, - ведь они нас просто убьют". Баал Шем Тов ответил, что сейчас у него нет силы, и ничего он сделать не может.
-- Ребе, но как же быть?"
-- Нужно молиться", - отвечал Бешт.
Еврей был безграмотный и молитв наизусть никаких не знал, и Баал Шем Тов тоже не мог ничего вспомнить.
-- Знаешь что, - сказал он, -- давай будем просто говорить буквы нашего святого языка, которыми Б-г сотворил мир, это и будет нашей молитвой". Они начали с чувством произносить: "Алеф, бейс, гимел, далет, эй, вув…"
Произнося святые буквы, Бешт воодушевлялся всё больше и больше. Тут силы и разум вернулись к нему, они освободились и были спасены. На Святую Землю он не поехал и вернулся назад.
Агит Шабос, Яков Доктор.
Теги: Недельная глава, хасидские истории