Из цикла «В начале сотворил Б-г небо и землю», темы: Мир Торы
Где же в глубине человеческой сущности находится причина, которая приводит к совершению определенных действий? Это остаётся загадкой для исследователей человека. (Конечно, есть много гипотез по этому поводу, но все они больше похожи на фантастику, чем на реальность.)
Вместе с тем, как правило, ясно, что человек должен нести ответственность за свои действия. То есть имеет место убеждение, что настоящая причина произошедшего события — в сути человека, и он, обладая свободой выбора, может совершать или не совершать определенные действия. И эта причина — «реальная» действительность, поэтому суды выносят реальные приговоры за реальные преступления.
Та же логика справедлива по отношению к природе вне человека, когда настоящая причина явлений скрывается где-то в глубине мироздания. Мы не можем её увидеть, но мы знаем, что она есть, поскольку видим результат.
Почему мы не можем увидеть причину тоже понятно. Ощущения человека построены таким образом, что он никогда не сталкивается с причиной, а только со следствием или посредником.
Эту мысль подтверждает простой пример. Как человек видит предмет? Можно было подумать, что его изображение запечатлевается на сетчатке и передаётся в мозг. Но это не так. Изображение не «входит» через глаза в мозг как в перископе. Лучи света, отражаемые предметом, воздействуют на нервы сетчатки глаза. Каждый нерв передаёт «разуму» информацию о луче, воспринятом им, и не может передать информацию обо всём изображении. То есть человеческий «разум» получает не изображение, а скорее «таблицу» с информацией о лучах, попавших в глаз. А затем, решая какое изображение должно соответствовать данному воздействию, «строит» его изображение на некотором внутреннем аппарате воспроизведения, который назовём воображением. (Конечно, схема изложена в утрированной форме. Реальная ситуация намного сложнее, но сама идея остаётся та же при всех возможных объяснениях.)
Получается, что человек сталкивается не с самим предметом, а только с воздействием лучей света, посланных им, на нервы глаза. Предмет — это причина, а воздействие лучей на нервы сетчатки — ее следствие. То есть человек не имеет дело с причиной, а только со следствием. При этом луч света — посредник между ним и предметом. В результате человек видит не сам предмет, а только изображение, построенное «разумом» в воображении на основе информации, полученной от глаза.
Поэтому не удивительно, что человек не может увидеть саму причину явлений. У него просто не существует такого аппарата. Ощущения же работают только через посредника. Те же рассуждения можно привести для всех других ощущений.
В действительности сам предмет скрыт от человека. Он знает о его существовании только по лучам, пришедшим от него. Более того, можно спросить: «Существует ли предмет на самом деле?» Изображение, видимое им, явно не является доказательством, поскольку те же лучи могли быть посланы другим фактором. Теоретически можно было бы в лаборатории раздражать нервы сетчатки, так же как это делают лучи, посылаемые предметом, и человек увидит предмет, которого на самом деле не существует, но у него не будет возможности проверить это. Даже прикосновение к предмету не решает проблему, ведь для осязания, как и для всех других ощущений справедливы те же рассуждения. Человек никогда не дотрагивается до самого предмета. Всегда остаётся небольшое расстояние между телом и предметом, но возникают силы отталкивания, которые воздействуют на нервы тела и так далее.
Что человек знает точно? Только то, что есть тот, кто воздействует на его нервы. То есть обязательно существует некая действительность вне человека, воздействующая на его органы. Соответствует ли она изображению, которое он видит? У человека нет возможности проверить это посредством ощущений.
Мир, который человек видит — это видимая действительность, мир следствий или явлений. Однако вне него существует невидимая действительность — мир причин, вызывающий к жизни мир, видимый человеком.
Возникновение видимой действительности из невидимой, следствия из причины не возможно постичь разумом человека. Интересно, что не существует даже гипотезы, доказывающей его появление. Это называется «еш ми айн» или «что-то из ничего». Как мы уже сказали, невидимая действительность называется здесь «ничто», потому что скрыта от человека. Он об этом разве что догадывается. Такое действие возможно только для Вс-вышнего и называется оно: «сотворить».
Этот мир причин — духовный мир. Совокупность причин вызывающая функционирование природы называется духовной стороной мира. Совокупность причин вызывающая поведение человека называется духовной стороной человека или душой.
Материальный мир называется «видимым» миром, поскольку это мир следствий, которые воспринимаются ощущениями. Духовный мир называется «невидимым» миром, поскольку это мир причин, которые не воспринимаются ощущениями. «Сотворить мир» означает создать материальную действительность из духовной.
В принципе, понятие «сотворить» справедливо также для духовной действительности, но это уже относится к более глубокому знанию. Здесь мы приходим к другому объяснению понятия «что-то из ничего». В конце концов, что реальнее — мир причин или мир следствий? По всей видимости, мир причин. Если есть следствие, обязательно существует причина. Причина не обязательно приводит к видимому следствию. Поскольку мы видим материальный мир, обязательно существует мир духовный. С другой стороны, у нас нет никакой уверенности в том, что мир, который мы видим, на самом деле существует. Возможно, как мы сказали выше, какой-то фактор создаёт у нас эту видимость. Тогда почему материальный мир называется «что-то» («еш»)? Мир духовный явно действителен. Тогда почему он называется «ничто» («аин»)? Правильнее было назвать мир материальный «ничто» а мир духовный «что-то». Однако в сознании человека мир материальный воспринимается как настоящий, а духовный мир как нечто не очень реальное. Как это произошло? Это и означает сотворить мир. Создать у человека ощущение, чтобы мир, не действительный на самом деле, воспринимался им как реальная действительность. Поэтому еврейские мудрецы сказали о создании мира «еш миайн» («что-то из ничего»). Творец сделал так, что мир, который «ничто», ощущается нами как «что-то».
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.