Темы: Воспитание детей, Еврейская семья, Еврейская женщина, Мир Торы, Ответственность, Ита Минкина, Забота о себе
Рабанит Ривка Левинсон — удивительная женщина с необычной судьбой. Чудом уцелев в оккупированной нацистами Голландии, она приехала в Эрец Исраэль семнадцатилетней девушкой совершенно одна. Сейчас рабанит Левинсон — жена и активная помощница основателя и директора крупнейшего на юге страны хедера. Уже много лет она работает с женщинами и девушками, возвращающимися к традиционному еврейскому образу жизни, начинающими соблюдать заповеди. Многие из них, становясь невестами, приходят на ее специальные уроки перед свадьбой.
— Рабанит Ривка, людям, выросшим вне еврейской общины и начинающим соблюдать заповеди в зрелом возрасте, очень сложно реализовывать на практике то, о чем они слышат на уроках или читают в книгах…
— В молитве «Алейну лешабеах» написано: «Веашивота эль левавеха…» — «И примешь сердцем своим…» Самое главное, чтобы Тора и заповеди были приняты сердцем. Каждая из нас может выступать с лекциями, а вот что на деле… Расстояние между пониманием, как правильно надо поступать, и самим поступком огромно. Весь вопрос в том, как «перевести» понимание в действие. Человек — существо сложное, на его поступки влияет весь его жизненный «багаж». Не всегда можно понять, почему мы ведем себя тем или иным образом. Тот, кто хочет превратить свои теоретические знания в действия, должен научиться распознавать мотивы своих поступков.
— Говоря о «теоретических знаниях», вы имеете в виду исполнение заповедей?
— Начать следовать заповедям Торы относительно легко. Гораздо сложнее изменить манеру поведения или образ мышления. Наши мудрецы говорят, что изменить одно качество сложнее, чем выучить весь Талмуд. Например, если в семье женщина неуважительно относилась к мужу, унижала его, то ее дочери, желающей построить настоящий еврейский дом, будет очень тяжело, придется очень и очень много работать над собой, чтобы подсознательно не копировать мать. Не просто и людям, которых в детстве били. Повзрослев, они обычно решают, что своих детей бить не будут, так как помнят, каково им было… И, тем не менее, срываясь, возвращаются к поступкам своих родителей. Поменять привычки очень сложно. Но именно это наша работа.
— Работа над собой ведется индивидуально. Но все-таки у каждой еврейской общины, в том числе у русскоязычной, своя ментальность. Над каким качеством вы посоветовали бы выходцам из стран бывшего СССР работать в первую очередь?
— Тому, кто прошел этот путь, лучше знать. Если бы я брала у тебя интервью, что ты сказала бы?
— Ну… На мой взгляд, важно воспитывать в себе и в своих детях самоуважение. В Советском Союзе государственная система нарушала права своих граждан грубейшим образом. Это, конечно, повлияло на характеры, на систему воспитания в целом.
— Уважение к другим и самоуважение — важные факторы. Но я советовала бы, в первую очередь, работать над выражением лица. Улыбаться. Иногда ты не знаешь, что ребенку сказать, но если ты улыбаешься, он чувствует, что ты любишь и уважаешь его. Не всегда удается установить с ребенком настоящий контакт: либо это период такой, либо мама и ребенок — очень разные люди по складу характера. Улыбка помогает навести мосты. Я это знаю по опыту.
Во-вторых, очень важно воспитывать в себе терпение. Нужно уметь слушать ребенка. Внимательное слушание дает ему понять, что ты переживаешь вместе с ним, и тебе, действительно, важен его рассказ и его чувства. Ребенок должен чувствовать, что, когда он рад, ты по-настоящему рада вместе с ним, а когда он обижен — тебе также обидно, как и ему.
Бывает, что родители пытаются установить контакт со своим ребенком в его подростковом возрасте, но в раннем детстве они не проявляли уважение к его чувствам, не пытались понять его по-настоящему, а занимались лишь установлением дисциплины. Таким родителям будет очень непросто. Дело в том, что ничем не подкрепленная система запретов способна работать не более первых пятнадцати лет жизни человека. А потом он сбрасывает с себя ее бремя. Нельзя забывать, что самое главное — это атмосфера в доме. Те ошибки воспитания, которые допускают родители, не будут иметь слишком серьезных последствий, если дома приятно находиться. Теплая атмосфера, улыбающаяся и доброжелательная ко всем членам семьи мама — залог успешного воспитания детей. Ребенок должен чувствовать, что его дом — это лучшее место на земле.
— Рабанит Ривка, но что же делать, если у мамы уже нет сил…
— У плохого самочувствия всегда есть причина. Возможно, мама просто физически «не в форме». Не так давно ко мне приходила женщина, которая жаловалась на различные недомогания. У нее было множество проблем.
— Прежде всего, — посоветовала я ей, — ты должна принимать витамины, особенно B-12, кальций, Омега-3. Большинство женщин недостаточно следят за своим питанием, а ведь после нескольких родов и кормления детей организм ослабевает. Первая заповедь женщины — заботиться о том, чтобы у ее мужа и детей была здоровая и радостная жена и мама. По своей природе женщины заботливы. Они беспокоятся обо всех: о детях, о муже, о соседке, об общине… Но если женщина не заботится о самой себе, она совершает ужасную ошибку.
Та самая женщина, о которой я рассказывала, позвонила мне через две недели и сказала, что последовала моему совету, принимает витамины и чувствует себя другим человеком. Не всегда врачи предлагают пить витамины, полагая, что организм нормально питающегося человека не нуждается в подобном прикорме. Но они забывают, что за плечами у большинства женщин из традиционной еврейской общины, слава Б-гу, не один роды. Вообще полезно время от времени сдавать общий анализ крови, включающий проверку работы щитовидной железы. Сколько раз бывало, что женщина чувствовала себя угнетенной. Предполагалось, что у нее депрессия, а после анализа крови выяснялось, что это щитовидная железа «во всем виновата».
Жизнь — непростая штука. А жизнь людей, вернувшихся к соблюдению заповедей Торы и начавших все сначала, непроста вдвойне. Заботьтесь друг о друге. Просто звоните ненадолго, интересуйтесь событиями в жизни подруг и знакомых. Это очень поддерживает в нужный момент.
Женщина, которая чувствует, что она ослабела, должна обратить внимание на две вещи: свое физическое состояние и душевное. Если она выясняет, что причина не в физиологии, то необходимо проанализировать жизнь семьи и разобраться, что мешает хорошему психологическому самочувствию. Проблемы и неурядицы в отношениях с мужем и детьми отнимают очень много энергии. Нужно обязательно решать эти вопросы, помогать себе. Сегодня есть огромное количество кассет, книг, уроков и тренингов на эту тему. Работая над собой, мы можем выпутаться из внутренних силков, которые сами себе расставляем. Я имею в виду, например, привычку во всем обвинять других: мужа, родителей, которые не так воспитали… Это большая ошибка, ведь наши внутренние силы в нас самих, можно открыть их и можно научиться их развивать. Тора учит нас позитивному, здоровому взгляду на жизнь: не копить в себе гнев, не раздражаться по мелочам, искать положительную причину поступкам людей. Такой подход несет в себе заряд энергии и радости. Мы это знаем в теории, надо учиться этому и на практике.
— … То есть женщина сама ответственна за себя?
— Безусловно! Мы-то думаем: «Вот, если бы у меня было больше денег, как у нее, тогда…». Но, если мы действительно поверим, что Всевышний, который абсолютно все контролирует, дает нам все, что у нас есть, для нашего блага; если поймем, что Он любит нас намного больше, чем мы сами себя любим, то успокоимся и начнем двигаться вперед вместо того, чтобы замыкаться на себе. Люди тратят колоссальное количество сил на борьбу с собой, со своей семьей.
Часто можно услышать: «Я такая несчастная: моя свекровь — просто невыносимый человек…» Такой подход в корне неверен. Все начинается с нас самих. Мы несем ответственность за то, что мы думаем. На нас не лежит ответственность за те испытания, которые мы проходим, но каждый из нас выбирает отношение к ним. Наши мудрецы говорят: «Б-г посылает человеку испытание, а недовольство человек выбирает сам». В наших силах придать нашим мыслям позитивное направление. Уверенность в неизменной любви Всевышнего помогает выработать здоровый, полный веры взгляд на жизнь.
Записала Ита Минкина, из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.