Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.
Глава дома желает всем хорошей субботы, а затем поднимает полный бокал вина и, взглянув на свечи, произносит кидуш:
— И был вечер, и было утро шестого дня…, и все тогда было окончено, и наступил шабат, благословленный и освященный Всевышним.
Тора учит нас, что шабат надо отделять от других дней, поэтому мы и произносим кидуш, хотя и без наших действий суббота отличается от будней.
Мудрецы поясняют наше особое поведение в шабат такой притчей. В одном селении был родник, который давал совсем мало воды. Ее было ровно столько, чтобы люди могли существовать. Все жители селения знали, что под землей протекает колоссальной мощи река, но их знание оставалось только знанием. Воды по-прежнему было в обрез. Однажды кто-то взял лопату и увеличил устье источника всем на радость. Поток воды стал больше, люди в селении стали жить намного лучше.
Когда мы празднуем шабат, весь мир озаряет свет, который, подобно водам мощной реки, изменяет реальность к лучшему и готовит всех к будущему миру, который весь — шабат.
Наш праотец Яаков учил своего сына Йосефа мудрости Торы невероятной глубины, похожей на вино с особенным вкусом. Сын впитал в себя все, что передал ему отец, став достойным сосудом для этого дорогого вина. Всю жизнь во всех испытаниях он бережно нес учение Яакова в своей душе, как несут драгоценный бокал особенно дорогого вина.
Оказавшись в Египте, вдали от отцовского дома, Йосеф остался тем же верным хранителем учения Яакова. Ни один египтянин, включая самого фараона, не смог испортить его. После всех испытаний он только укрепился в вере.
Спустя много лет, когда Йосеф, уже будучи заместителем фараона, снова встретился с братьями, которые прибыли в Египет, он рассказал им о себе и послал с ними в подарок Яакову старое вино, желая показать свою верность учению отца.
Также каждый еврей подобно Йосефу должен пронести через всю жизнь бокал своего вина, над которым можно будет потом произнести благодарность Творцу.
Произнося кидуш над бокалом вина в шабат, мы показываем, что наше вино отделено от всего будничного, что мы надеемся пронести его чистым через всю жизнь…
После кидуша нас ждут халы. У всех праматерей было благословение, связанное с хлебом. Например, Рахель, жена Яакова, похоронена в городе Бейт Лехем, название которого в переводе с иврита — Дом хлеба. Гематрия слова «бейт», как и буквы «бет» — два. Бейт Лехем — два хлеба. И, действительно, дом состоит из двоих — мужа и жены. В шабат у нас на столе две халы. Одна из них символизирует этот мир, другая — будущий.
Рахель, мама Йосефа, передала сыну благословение, и позже в годы голода он кормил хлебом всю семью Яакова и весь мир.
Мы видим, что в Йосефе соединились учение отца и благословение матери — вино и хлеб. Вино от Яакова и хлеб от Рахели через Йосефа и многие поколения евреев пришли и на наш шабатний стол. Каждую субботу мы произносим кидуш над полным бокалом вина и говорим благословение над душистыми халами.
из журнала «Мир Торы», Москва
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Пинхас»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Следуя повелению Б-га, Моше проводит перепись евреев. Дочери Цлофхада просят удел в Земле Израиля.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смысл имени Пинхас и качества этого человека проливают свет на его биографию. Всевышний вознаградил Пинхаса за ревность.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Пересказ Мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Основные моменты нынешней недельной главы через призму документальных историй.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Внук Аарона не стал коэном, однако благодаря его действиям Всевышний спас народ Израиля. Биография главного еврейского ревнителя.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»