Из цикла «Скажи жизни — да», темы: Избранность, Вавилонская башня, Коды в Торе, Цель творения, Сотворение мира, Храм, Египет, Авраам, История, Сокрытие, Эзриэль Таубер, Освящение Имени Всевышнего
Представьте себе, что вы хотите организовать собственное дело так, чтобы оно превратилось в громадную международную компанию, имеющую филиалы во всех основных столицах мира. Большой бизнес сегодня не мыслим без компьютеров. Поэтому первое, что вы должны сделать, — придумать и записать компьютерную программу, соответствующую вашим нуждам. Эта программа, этот вариант математического обеспечения на самом деле не что иное, как поэтапный план вашего первоначального замысла, только зашифрованный языком программирования. Эта программа должна включать в себя все возможные обстоятельства и подробности.
Только после того, как написана программа, возможен следующий шаг — поиски необходимого оборудования, вычислительной машины самой по себе. Машину нельзя приобретать до тех пор, пока не подготовлено программное обеспечение, так как каждая машина рассчитана на определенную мощность, скорость выполнения операций и возможность работать с данной программой. А пока у вас в руках нет математического обеспечения, вы не понимаете до конца, что вам понадобится.
Таким образом, перечислены три составляющие: исходный замысел, план в виде математической программы и вычислительная машина.
Следующий шаг — ввод программного обеспечения в машину. Но перед этим надо сделать кое-что еще: необходимо нанять квалифицированного оператора, чьи способности, чувство ответственности, надежность не вызывают сомнения. Если эту работу поручить человеку, чья компетентность хотя бы немного ниже требуемой, результаты могут быть катастрофическими.
Значит, прежде чем заниматься сопряжением оборудования с программным обеспечением, следует дать объявление и посмотреть, что за кандидаты придут устраиваться к вам на работу.
Один за другим к вам будут являться претенденты. Каждого необходимо подвергнуть отборочному испытанию. Одаренность, компетентность, работоспособность, преданность, честность и т.д. — вы должны принять на работу только того, кто обладает всеми этими качествами. Найден соответствующий кандидат, но это еще не все. Этого человека надо подготовить. Подготовка должна быть тщательной и требовательной. Только после того, как все это сделано, действительно можно запускать программу в машину.
Чтобы быть уверенным, что служащий работает с наибольшей отдачей, следует в качестве дополнительной меры сделать так, чтобы он получал свою долю в прибыли. Служащий должен иметь возможность стать партнером:
если он работает хорошо — он вознаграждается, если работает плохо — несет убытки. Пользуясь этой аналогией, мы теперь можем представить себе вкратце духовную историю человечества.
Намерение Б-га
У Б-га было намерение. В чем состояла суть задуманного, в точности не знает никто — во всяком случае пока. Машиах еще не пришел. А понять до конца, в чем суть замысла Б-га, невозможно, пока он не реализовался, то есть пока не пришел Машиах. Но так как мир реально существует, мы можем утверждать, что у Б-га было и есть желание создать его, хотя мы и не в состоянии в точности постичь это желание.
Программа творения
Итак, у Б-га было намерение.
Следующим шагом стало описание этого намерения в целом; другими словами — составление программы. Тора и представляет собой программу Б-жественного замысла. В этом заключается смысл появления Торы за 2000 лет до создания мира. Весь план Творения заключен в ней, абсолютно весь.
Когда я говорю — абсолютно весь, я именно это и имею в виду. Как говорят наши мудрецы: «В Торе ничего не упущено»39 . Не только Вселенная, планета Земля, но и каждый человек, который жил, живет или будет жить, его рождение, смерть, семья, работа, его рост, вес, цвет волос, цвет глаз — все есть в Торе, даже номер его телефона и номер в системе социального обеспечения! Все есть в Торе, и из нее все берет начало. Неужели такое возможно? Если бы у нас был прибор, позволяющий проникнуть в глубины Торы и увидеть то, что не видно невооруженным глазом, мы нашли бы в ней все. Но так как у нас нет такого прибора, лишь Главный Программист знает все тонкости и как все устроено, только Он Единственный, Написавший программу, ясно представляет ее.
компьютерный чип творения
Некоторым подлинным гигантам Торы удалось, однако, понять отдельные действия Программиста и разгадать небольшую часть тайн, зашифрованных в Торе. Но это тема еще одной лекции — «Коды Торы». Вот вам всего один пример: раби Михоэл Дов Вейсмандель, скончавшийся в 1957 году, был великим толкователем Торы. Еще молодым человеком он развил несколько необычное «хобби»: подсчитывать на разные лады буквы Торы, чтобы раскрыть ее закодированные смыслы.
Раби Вейсмандель знал об утверждении Виленского Га-она (XVII век) о том, что все описание 6000 лет истории Творения можно найти в Пятикнижии Моше. В свою очередь, Пятикнижие Моше, говорил Виленский Гаон, сжато изложено в книге Бервшит, а последняя — в рассказе о шести днях Творения40 . Шесть дней Творения сконденсированы в первом слове берешит, поэтому слово берешит содержит в себе все. Это и есть компьютерный чип, заключающий в себе абсолютно все.
Что же это означает?
У раби Вейсманделя появилась догадка. Он решил сосчитать число букв в книге Эстер. Книга Эстер написана приблизительно через 1000 лет после дарования Торы на горе Синай. Кто ее написал? Мордехай и Эстер. Что же делает ее Священной книгой, а не просто поэзией или литературой? На самом деле она была составлена Б-гом, Который воспользовался историей Мордехая и Эстер.
Конечно, мы знаем, что есть люди, которые усмехаются, услышав утверждения подобного рода. Они говорят, что раби все выдумал. Не обращая внимания на эти насмешки, раби Вейсмандель доказывает вот что. Если абсолютно все сконцентрировано в слове берешит, тогда, без сомнения, в нем должен быть намек и на нечто столь значительное, как книга Эстер.
С учетом исправлений, отмеченных в Талмуде, раби Вейсмандель подсчитал число букв в книге Эстер. Оно составило 11120.
После этого раби затеял новый подсчет: он начал считать с буквы алеф в слове берешит.
Через 11120 букв после буквы алеф в слове берешит он дошел до буквы самэх. Через 11120 букв после буквы самэх он дошел до буквы тав. Еще через 11120 букв стояла буква рейш. На иврите буквы алеф, самэх, тав и рейш составляют имя Эстер. Между буквами, составляющими это имя, было по 11120 букв, то есть число букв в продиктованной Мордехаю книге Эстер, написанной через 1000 лет после слова берешит! Совпадение?
Раби Вейсмандель начал разрабатывать другую версию. В Талмуде задают вопрос: в какой части Торы упоминается Мордехай?41 В словах мор дрор42, что буквально означает — тягучая мирра (смолистая пряность), на арамите
— мор дехия (что звучит подобно имени Мордехай)!
Можно себе представить, что в течение всех столетий преследований, когда христиане не прекращали попыток осмеять Талмуд, называя его выдумкой раввинов, этот отрывок являлся, очевидно, их излюбленным местом. В конце концов, что общего между мор дрор и Мордехай — они даже по звучанию не похожи! Более того, разве указание Талмуда, что перевод на арамейский язык этих слов
— мор дехия — звучит подобно имени Мордехай, вносит что-либо новое? И не являются ли все эти рассуждения еще более нелепыми?
Раби Вейсмандель, подобно всем ученым и истинно верующим евреям во все времена, безусловно верил словам Талмуда, даже если они были не до конца понятны. Поэтому, разрабатывая свою догадку, он опять начал считать, теперь с буквы мем из мор дрор.
Через 11120 букв от мем стояла буква рейш. Отсчитав 11120 букв от буквы рейш, он дошел до буквы далет. Через такой же интервал стояла буква хаф, а затем — юд. А все эти буквы вместе — мем, рейш, далет, хаф, юд — составляют имя Мордехай! Начиная с того места, где, по мнению Талмуда, в Торе содержится намек на Мордехая, с интервалом в 11120 букв (то есть с интервалом, соответствующим числу букв в книге Эстер) стоят буквы, составляющие его имя!
Это всего лишь небольшой пример того, что в Торе содержится абсолютно все. С помощью компьютеров, которых не было в распоряжении раби Вейсманделя, обнаружено множество удивительных кодов. Как я уже говорил, если бы мы знали ключ к этим тайнам, то могли бы найти не только имена Эстер и Мордехая, но и другие, включая и ваши, и мое, а также всех, кто когда-либо жил на свете.
Но и на эту тему состоится отдельная беседа.
Как был сотворен мир
Итак, в Торе есть все. Так и должно быть, ибо это программа. Что же является средством для извлечения информации, заключенной в программе? Творение. Если Тора — программа, то Творение, то есть мир, в котором мы живем, — это аппаратура. «Б-г смотрел в Тору и творил мир»43 . С помощью Творения глубинная мысль Торы стала явленной. Таким образом. Творение — следующий этап процесса реализации исходного Б-жественного замысла.
Прием на работу оператора
После написания программы и приобретения подходящего оборудования следующий шаг — поиск компьютерного оператора. Этот «оператор» должен быть самым способным и ответственным из всех претендентов. Его также нельзя принуждать к этой работе только потому, что он вообще ищет работу, ибо только тот, кто по собственной воле решил посвятить себя этому проекту, может стать его квалифицированным исполнителем.
Поэтому Б-г выжидал, пока не появится достойный человек. Он выжидал, потому что дал человеку свободу воли. Он, если можно так сказать, зависел от того, чтобы этот человек сам проявил себя. И Б-г ждал.
В первые 2000 лет появилась лишь горстка кандидатов. Из них только двое. Hoax (Ной) и Адам, заслуживали серьезного внимания. Однако в силу разных причин ни один не удовлетворял всем требованиям.
И вот появился Авраам.
В хаосе своего времени Авраам увидел красоту и замысел мира. Он понял, что на самом деле хаос был организованным. За разрушением следовало созидание. У хаоса была вполне определенная подоплека. Это подсказывало Аврааму, что есть что-то или кто-то, кто управляет миром.
Понимание этого фундаментального факта привело к тому, что Авраам стал величайшим исследователем мира. Он подверг мир непрерывному исследованию. В своем стремлении добраться до корней жизни он изучал различные психологии, идолопоклонство, пристрастия, философии. Наконец он постиг, что за всем стоит Одна Сила — Б-г, Создатель небес и земли. Движущая Сила времени и истории.
Разница между Авраамом и Ноахом
Разумеется, и Hoax отдавал себе отчет в том, что не хаос правит в мире и что в действительности есть один только Б-г, Кого надо слушаться и Кому подчиняться. Почему же тогда Hoax не был отличен, подобно Аврааму?
Говоря попросту. Hoax был добросовестным работником, он отрабатывал свой срок и добивался результатов. На самом деле его ничто больше не интересовало. «Что я совершаю для Тебя, Творец? Действительно ли я отвечаю за весь мир?» В отличие от Авраама Hoax никогда не терзался подобного рода вопросами. Авраам тоже был хорошим тружеником. Но он пошел дальше. Он хотел быть партнером.
«Всемогущий, — говорил он, — Ты явно заинтересован этим миром. Пожалуйста, позволь и мне узнать, что он собой представляет. Как я могу служить Тебе наилучшим образом? Хорошо ли это, что я выполняю свою работу добросовестно, а другие так не делают? Я хочу взять на себя ответственность и попытаться заставить каждого делать свое дело. Я желаю быть не просто слугой создания, я хочу работать, чтобы исполнить Твой замысел Творения, каким бы он ни был. Я хочу, чтобы в Твою честь творение достигло цели».
Когда Авраам достиг такого уровня понимания, Б-г сказал, по сути, вот что: «О! Ты первый, кто добровольно постиг основную идею, лежащую в основе компьютерной операции, названной Творением. Ты первый доказал Мне, что хочешь взять на себя ответственность за все, что происходит в этом мире. Однако, несмотря на твой неподдельный интерес, Я хочу проверить тебя и посмотреть, какую цену ты действительно желаешь заплатить. Ты должен пройти испытательный срок, который будет проверкой тебя во всех отношениях. Если ты выдержишь его, нас с тобой ждет успех. Ты воистину станешь Моим партнером и разделишь со Мной всю прибыль.
Конечно же, эта прибыль вовсе не имеет никакого отношения к данному конечному миру. Она принадлежит вечности; поэтому, если ты выдержишь Мои испытания, Я сделаю тебя Моим партнером по вечности. И это воистину справедливо, ибо Мой замысел Творения есть замысел вечности. Если ты будешь преследовать цели ограниченного творения, Я буду вознаграждать тебя тем, что также имеет только конечную природу. Но если ты истинно предан замыслу создания, тогда и наградой тебе будет вечность».
Мы знаем, что Аврааму было предложено Десять испытаний44 . Эти Десять испытаний соответствуют Десяти речениям, которыми был создан физический мир 45, то есть вычислительное оборудование. Это оборудование требует программного обеспечения, каковым являются Десять заповедей. Десять испытаний Авраама были предназначены для того, чтобы оборудование и программа соединились и соответствовали друг другу так же, как физическое и вечное. Творение и Тора.
Фараону, отрицавшему Б-га, напротив, были ниспосланы Десять казней (бедствий), так как он не признавал существования программы. Наказание его Десятью казнями было уроком для тех евреев, которые восприняли мировоззрение Фараона. Именно поэтому предназначение жизни заключается в том, чтобы энергию Десяти речений превратить в вечность Десяти заповедей.
В любом случае Десять испытаний стали частью проверки пригодности работника, необходимой перед запуском программы в машину. Прежде чем вообще рассматривать возможность ввода программы, Аврааму предстояло доказать, что он — бескорыстный, преданный «оператор компьютера».
Преданность и забота о том, что впрямую к тебе не относится, в конечном итоге стали теми факторами, которые выделили Авраама из всего остального человечества. Hoax был праведником, но то была праведность с определенной оговоркой: он был праведным лишь среди людей своего поколения. Авраам хотел, чтобы праведность не имела границ, ибо только собственная праведность не приносила ему счастья. Он хотел сделать праведным весь мир, всех людей своего и всех последующих поколений. Он хотел этого не только для себя, а во Имя Б-га, для исполнения замысла Б-га, воплощенного Им в создании мира.
Замысел творения
В чем же, собственно, состоял замысел Творения, который Авраам уловил и которому посвятил свою жизнь?
Дело в том, что нам не дано узнать истинный замысел Б-га в его предельном значении. Но Авраам открыл нам главное — наше предназначение. Высшее предназначение человека состоит в том, чтобы полностью соответствовать замыслу Б-га в том виде, как он открыт людям. Суть его
— заставить мир узнать о Б-ге и о том, что у Него есть замысел. Говоря словами пророка, надо наполнить мир знанием о Б-ге46.
В этом и состоит основная мысль кидуш Ашем, буквально — «освящения Имени (Б-га)»47.
Тора начинается так:
«В начале Б-г создал небеса и землю. Земля была хаотичной и безвидной…» В первом стихе небеса и земля упоминаются вместе. Это означает, что элементы земного и небесного царства были одинаковы. Первоначально как земля (нижний мир), так и небеса (высшие миры) являли собой нечто духовное, вечное, наполненное Б-жественным присутствием. Другими словами, в момент Творения даже физический мир был явно пронизан присутствием Б-га.
Второй стих — «Земля была хаотичной и безвидной…»
— говорит нам о происшедших изменениях. Этот стих сообщает, что Б-г, так сказать, покинул землю, то есть физический мир, оставив в нем едва уловимый намек на Свое присутствие.
Позже, создав человека, Б-г повелел ему плодиться и умножать свой род, чтобы заполнить землю и завоевать ее48 . Сказанное относится не только к заповеди производить на свет детей, расселяться по всему земному шару и покорять природу. Каждая вещь физического мира имеет соответствующее отражение в мире духовном, поэтому духовной копией этой заповеди является заповедь устранить пустоту и безжизненность, о которых говорит второй стих.
Другими словами, предназначение человеческой жизни состоит в том, чтобы заполнить пустоту, которая образовалась, когда Б-г оставил землю. Задача человека и заключается в том, чтобы распознать Б-жественное присутствие в мире, то есть везде, где человек обнаружит кажущееся Его отсутствие.
Реализуя свое предназначение, человек заполняет пустоту.
Слово «пустота» на иврите — халал. Зоар указывает, что корень слова халал — хилул, что означает осквернение. Видимость того, что в этом мире нет Создателя, называется хилул Ашем, осквернение Имени Б-га. Противоположно хилул Ашем по значению — кидуш Ашем, освящение Имени Б-га.
Так первые два стиха указывают на предназначение жизни. Земля — физический, материальный мир — первоначально обладала вечностью и духовностью, то есть Б-г присутствовал в нижнем мире в той же степени, что и на небесах. Однако Б-г лишил землю Своего присутствия и создал видимость того, что все на земле происходит независимо от Его воли. Б-г поступил так, чтобы дать человеку возможность совершить кидуш Ашем и таким образом «вернуть» Б-га на землю, как это и было в самом начале творения.
Тогда можно спросить: чего мы добьемся, если восстановим на земле первоначальный порядок?
Ответ таков: партнерства. Нам не удастся хоть как-то повлиять на Б-га или изменить Его. У Него нет недостатков. Он всемогущ. Он — Б-г. Восстановление на земле первоначальной духовности делается поэтому не ради Него, а только ради нас, ибо при этом мы становимся партнерами Б-га по вечности. Другими словами, после прихода Машиаха мир снова станет таким, каким он был в момент творения, но все же после прихода Машиаха это будет мир, созданный частично с помощью нашего с вами сознательного вклада.
Эту возможность нам предоставляет выбор между хилул Ашем и кидуш Ашем, выбор между осквернением и освящением Имени Б-га.
В этом состоит свобода нашей воли: Имя Б-га может быть постоянно на наших губах и в нашем сердце или, наоборот, далеко от нас. И то, и другое в руках человечества. Поэтому миссия человека состоит в том, чтобы заменить пустоту — хилул Ашем (отрицание Б-га, или незнание о присутствии Б-га в сердцах людей) на кидуш Ашем (то есть на знание о присутствии Б-га). Именно для этого мы и созданы.
Однако эта миссия ограничена временными рамками. Когда Б-г покинул землю, создав халал, земля стала похожа на пустой контейнер. Хотя на заполнение этого контейнера требуются тысячи и тысячи лет, его можно заполнить, и он будет в конце концов заполнен.
Представьте себе песочные часы. Песок в их верхней части — это знание о Б-ге; когда первоначально Б-г покинул землю (нижняя часть часов). Он сохранил знание о Себе, так сказать, наверху (верхняя часть часов). Песок пересыпается в нижний резервуар, то есть знание о присутствии Б-га постепенно заполняет мир. Когда вниз упадет последняя песчинка, то есть когда эта земля до краев наполниться знанием о Б-ге так, как это было первоначально, тогда предназначение Творения будет исполнено до конца.
Каждый человек с момента сотворения несет ответственность за определенное число песчинок. Когда человек совершает кидуш Ашем, он еще более возвышает свое знание о Б-ге и тем самым вносит вклад в реализацию всеобъемлющей цели Творения. Итак, совершение кидуш Ашем — миссия каждого из нас.
Авраам самостоятельно дошел до этого. Он родился в период, когда сердца людей отвратились от Б-га. Кульминацией первых десяти поколений — от Адама до Ноаха — стал Потоп. Как свидетельствует Тора, вся земля была охвачена моральным разложением49 . Во времена Ноаха люди и не думали слушать Б-га или говорить о Б-ге, пока Он находился на небесах и не препятствовал безудержной погоне за материальными благами. Между Ноахом и Авраамом тоже десять поколений. Когда Аврааму исполнилось 48 лет, мир начал строить Вавилонскую Башню. На первый взгляд, то было благородное поколение, следовавшее благородному начинанию. Действительно, поколение, строившее Вавилонскую Башню, обладало уникальными чертами.
Люди объединились, как никогда раньше. У них был один язык и единая цель — воистину вселенского масштаба — построить Вавилонскую Башню. Почему же они были наказаны? Почему Б-г разрушил их план и их единство?
Потому, что они хотели «достичь небес», преследуя лишь одну цель, — «прославить себя» 50. Это на первый взгляд невинное утверждение выявляет их истинные намерения: они попытались построить Башню до небес, чтобы удалить с небес Б-га и занять Его место. Другими словами, построив Башню, они надеялись раз и навсегда вычеркнуть знание о Б-ге из сознания человека.
Добейся они этой цели, и никто и никогда на земле больше не восхвалял бы Имя Всевышнего. Таким образом, при постройке Башни люди в конечном счете стремились к хилул Ашем.
Вспомним метафору о песочных часах. Можно сказать, что поколение Потопа пыталось остановить песочные часы; люди хотели не заменить собой Б-га, а разделить небо и землю, оставить Б-гу небеса и отдать землю в полное распоряжение человека. Поколение Башни, наоборот, хотело удалить Б-га с небес, то есть снести верхнюю часть часов и вообще избавиться от песка.
Авраам был воспитан и взращен в атмосфере поколения Башни. Все это поколение обладало хуцпой — дерзостью, побуждавшей людей стремиться удалить Б-га с небес и самим занять Его место. Авраам также обладал хуцпой. Однако он поставил свою хуцпу «вверх ногами» и использовал ее для прямо противоположной задачи: очистить сердца от отрицания Б-га и заменить это отрицание истинной верой в Присутствие Всемогущего.
Таково было положение в мире после первых двадцати поколений. И у поколения Потопа, и у поколения Башни была одна цель — разрушить замысел Б-га, воплощенный Им при сотворении мира, вызвать и поддерживать хилул Ашем. Авраам научился действовать в этом вакууме.
Можно добавить, что в современном мире просматриваются устремления и того, и другого поколения.
Западное общество движимо материализмом. Б-га не отрицают, но Его представляют как нечто второстепенное. Пока Б-г и вера не мешают достижению личных целей, Ему «искренно» служат, правда, часто только на словах. Симптоматично поэтому, что преступления, наркомания, аморальность характерны для сегодняшнего Запада в той же степени, в какой разложение общества характеризовало поколение Потопа.
Другая часть мира движима коммунистической мечтой — замыслом поколения Башни. Материальные устремления, их крайности и сопутствующие явления перестают доминировать в человеческом сознании. Поведением человека управляют идея бесклассового общества, в котором все равны, идея единства во имя реализации коммунистических представлений и т.д. Коммунисты говорят о высочайших идеалах, но и только в рамках атеистического мировоззрения. Правда состоит в том, что они хотят заменить Б-га собой. Они хотят заново построить Вавилонскую Башню.
Мир, в котором мы живем сейчас, переживает кульминацию расцвета философий этих двух поколений. Наша задача, как потомков Авраама, состоит в том, чтобы превратить присущий материалистам и атеистам напор в побудительный мотив для кидуш Ашем и истинного знания Б-га. Все вместе мы должны стать Авраамом нашей эпохи.
Возвратимся к главной теме. В период строительства Вавилонской Башни Авраам постигал Б-га без всякого влияния извне. В темноте полностью профанированного мира он пришел к заключению, что предназначение жизни состоит в совершении кидуш Ашем. За это Б-г сделал Авраама первым из трех праотцев, которые затем станут известны как семья Израиля. В свою очередь, народ Израиля есть группа людей, являющихся потомками трех праотцев, чья жизнь была ориентирована на кидуш Ашем и кому были вручены ключи для исполнения предназначения Творения. По правде говоря, до Синая кидуш Ашем оставался смутным понятием. Праотцы в точности изучили, что значит совершить кидуш Ашем, но сама идея еще не получила настолько четкого определения, чтобы их потомки в череде поколений знали, как именно надо освящать Имя Всевышнего.
Идея кидуш Ашем нуждалась в точном определении.
Мусульмане, среди прочего, рассматривают джихад, или священную войну, как путь освящения Имени Б-га. Христиане веками жгли, убивали, грабили и изгоняли миллионы евреев (и людей других вероисповеданий) во имя любви к своему божеству. Во имя джихада, крестовых походов и «любви» к Б-гу совершено так много жестокостей и пролито столько крови, что совершенно неудивительна негативная реакция огромных масс людей на понятия Б-га и религии.
Такие люди справедливо указывают, что ни одна причина на свете не погубила больше народу, чем религиозная нетерпимость. Поэтому их души и умы закрыты для всего, связанного с Б-гом. Вот к чему приводит хилул Ашем. Ложные идеалы, присваивающие себе Б-жествен-ные атрибуты, наносят больше ущерба Б-жественному замыслу Творения мира, нежели что-либо еще.
Совершенно очевидно, что понятию кидуш Ашем надо дать четкое определение. Как мы можем освятить Имя Б-га? Каким образом даже аспекты так называемой повседневной жизни направить на подтверждение присутствия Б-га, превращая каждое прожитое мгновение в кидуш Ашем? Б-г знал, что это будет для нас проблемой, и потому с самого начала намеревался подарить человечеству Свою Тору, которая в деталях разъясняет нам все стороны поведения и мировоззрения, что и делает каждое мгновение нашей жизни потенциальным кидуш Ашем.
Ввод программы
Перед дарованием Торы Б-г ждал появления семьи Израиля. Почему Он ждал? Потому что передача Торы аналогична вводу программы. Пока не найден проверенный и верный оператор для обслуживания оборудования, ввод программы не имеет смысла и, по сути дела, может даже поставить под угрозу верное исполнение задачи. Поэтому Б-г избрал Авраама и дал ему Ицхака. Он избрал Ицхака и дал ему Яакова, которого, в итоге, счел достойным имени Израиль5 !. Затем Он избрал уже всю семью Израиля и выковал ее в нацию, чье единственное предназначение — совершать кидуш Ашем. Но почему же тогда превращение семьи Израиля в нацию должно было происходить в условиях египетского угнетения, когда вокруг процветали ни с чем не сравнимые идолопоклонство, аморальность и жестокость? Б-г хотел, чтобы весь мир был наполнен знанием о Нем, даже и в особенности самые низшие его слои. Поэтому формирование национальной общности, называемой народом Израиля, которая распространяла бы идею кидуш Ашем среди всех народов и во все времена, должно было проходить в среде другого народа. Этот народ должен был быть нижайшим из низших, темнейшим из всех существовавших во мраке того времени. Именно среди такого народа Израиль должен был получить необходимую закалку, чтобы подготовиться к своему истинному предназначению — стать светом для народов до последних дней существования. Египет называют «горнилом»52 , потому что опыт, полученный там евреями, послужил для того, чтобы «удалить из руды пустую породу». Этот опыт помог евреям выработать на все времена глубокое отвращение к образу жизни египтян, суть которого заключалась в беспримерном погружении в материальное, в поклонении идолам, кровопролитии и распутстве. Египетское изгнание выполнило функцию прививки, когда болезнетворный микроб вводится в организм, чтобы он обрел устойчивость к данному заболеванию. Оно навсегда вселило в души евреев отвращение к придуманным людьми материалистическим идеалам. Хотя каждый еврей в отдельности, обладая свободой выбора, может утратить это отвращение и устремиться к чужим богам, национальный характер народа в целом, выкованный в горниле египетского изгнания, устойчив к этому заболеванию.
У этого изгнания было еще одно предназначение — подготовить народ Израиля к Синайскому Откровению. Именно там евреи получили Тору, содержавшую объяснение по совершению кидуш Ашем — детальные правила поведения, отношений и образа жизни, которые должны помочь им соответствовать на национальном уровне поведению, позиции и жизни Авраама. Именно Авраама, так как он первым понял, что истинное предназначение жизни состоит в совершении кидуш Ашем. Народ Израиля был и остается продолжением Авраама. Поэтому дарование Торы
— это следующая стадия Б-жественного плана Творения
— ввод программы в вычислительное устройство. Лишь после того, как эта национальная общность была подвергнута испытанию и очищению, лишь после того, как было выяснено, что эта нация обладает всеми необходимыми качествами, пришло время действовать. Только теперь Б-г был готов ввести в машину программу — Тору, Свой план, лежащий в основе Творения.
Цель двух тысячилетий Торы
В 2000 году от сотворения мира Аврааму исполнилось 52 года. Последующие 2000 лет включали в себя египетское изгнание, дарование Торы, вступление в Святую Землю, царствование Давида, постройку Храма царем Шломо и его разрушение, строительство Второго Храма, расцвет Устного Закона во времена Эзры, разрушение Второго Храма и запись Устного Закона. В течение этих 2000 лет постоянной была только одна тема — повсеместное распространение Торы.
Без сомнения, на этом пути были и взлеты, и падения. Десять колен полностью погрязли в разврате и должны были быть удалены из народа Израиля; людские недостатки разрушили Храм. Однако следует отметить, что за эти 2000 лет Тора и Б-жественный идеал сумели укорениться в нижнем мире, особенно в сравнении с предыдущим периодом хаоса и темноты.
Наивысшего развития народ Израиля достиг в эру царя Шломо (Соломона). В то время нация не только обеспечила себе центральные позиции в экономической и интеллектуальной жизни мира, но и удостоилась создания структуры открытого проявления Шехины, Б-жественного Присутствия.
Бейт Амикдаш (Храм) относился к чудесам древнего мира. Кроме того, что этот Храм был чудом архитектуры, любой человек, войдя в него, мог почувствовать присутствие Б-га. Что было источником этого ощущения? То ли десять ежедневных чудес53 , то ли неземные звуки песнопений левитов, возможно, присутствие пророков и предсказательниц или других представителей святого народа, равно ученых и простых, — всегда в Бейт Амикдаше чувствовалось присутствие Б-га. Прославление и благословение Его Святого Имени легко слетали с губ любого, кто созерцал это место. Здесь воистину воплощался идеал кидуш Ашем.
Но, несмотря на все это, в течение всех 2000 лет Торы отсутствовал один важный момент, необходимый для исполнения замысла Творения. Авраам открыл Б-га и совершил кидуш Ашем при полном сокрытии Б-жественного Присутствия. Он вырос в мире, который был занят лишь самим собой и в котором не было места Б-гу. Когда Авраам открыл Б-га и отдал все свои силы тому, чтобы как можно больше людей познали Его и освятили Его Имя, он делал это в обстановке духовной пустоты.
В течение 2000 лет Торы, апофеозом которых стал Храм царя Шломо, совершение кидуш Ашем происходило уже не в духовном вакууме — Б-г даровал евреям землю и национальную тождественность, Он творил чудеса, открывал Свою волю через пророков. Кидуш Ашем лишь частично осуществлялся благодаря народу Израиля — очень уж открыто в этом помогал Б-г.
Поэтому по завершении 2000 лет Торы начались 2000 лет Машиаха — годы тьмы, преследований, изгнания и кажущегося отказа Б-га от еврейского народа. Тем не менее хаос этого двухтысячелетнего периода, в котором мы как раз и живем, имеет смысл — у него есть предназначение. Это период окончательного наполнения мира знанием о Б-ге. На этом этапе тяжелая задача исполнения кидуш Ашем находится почти исключительно в руках человека. Б-жественное присутствие скрыто от нас. Мы живем в атмосфере духовной пустоты. Однако это такая пустота, которая дает нам возможность исполнить предназначение Творения так, как этого не могли делать даже те, кто жил во времена Торы и был причастен к великой эпохе Храма. Нам дана возможность уподобиться Аврааму и объявить о присутствии Б-га в мире, где присутствие Его тщательно скрыто. В этом факте — объяснение страданий еврейского народа. Страдание — это тьма, это факт бытия, который противоречит присутствию Б-га. Дети Израиля были посланы с миссией кидуш Ашем туда, где отрицают Б-га, где правит мрак. Народ Израиля страдает более других народов, потому что наша миссия в том и состоит, чтобы преодолеть мрак хилул Ашем и превратить его в сияющий свет кидуш Ашем. Чем добросовестней мы делаем это, тем более велико значение исполнения нашей миссии — наполнить мир знанием о Б-ге. Это испытание последних 2000 лет Машиаха подобно этапу, когда уже подобран и подготовлен «оператор компьютера» и произведен ввод программы. Наступил момент, когда Главный Программист должен позволить Своему служащему/партнеру самому выполнять все действия, без всякого открытого вмешательства. Да, Он наблюдает со стороны, чтобы убедиться, что ничего разрушительного не происходит. Но в основном Он позволяет оператору делать ошибки и самому исправлять их. Мир, в котором мы живем, несмотря на научные и технические достижения, по сути дела, пребывает во мраке. Мрак — это отсутствие знания о Б-ге. Чем темнее и глубже мрак, тем ярче будет свет кидуш Ашем. Осознание этого обстоятельства является ключом для выживания и процветания в 2000-летний период Машиаха — да увидим мы сияние Его Света!
Да, сегодняшняя лекция посвящена другой теме. Но чтобы создать фундамент, необходимый для полного понимания лекции об эпохе Машиаха, то есть о настоящем времени, важно вернуться к конкретной теме этого занятия: понимание предназначения жизни и использование этого понимания для того, чтобы сделать наши жизни существенными, полными значения и до конца соответствующими идеалу подлинного еврея.
Продолжение следует
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»