Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Цдака, Рамбам, Виноградник, Трумот и маасрот
121-я заповедь — повеление оставлять при сборе урожая упавшие колоски (лекет) для бедных. И об этом Его речение: «Упавшее при твоей жатве не подбирай: бедняку и геру оставляй это» (Ваикра 23:22). И это тоже заповедь «не делай», нарушение которой может быть предотвращено выполнением заповеди «делай» (лав нитак леосэ), как объяснено в трактате Макот (16б) при истолковании заповеди о крае поля.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди (о лекете), разъясняются тоже в трактате Пэа (гл.4). И согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.
122-я заповедь — повеление оставлять беднякам снопы, забытые при сборе урожая (шихеха). И об этом Его речение: «Когда будешь жать на своем поле и забудешь на поле сноп, то не возвращайся, чтобы его взять: для гера, сироты и вдовы пусть он будет» (Дварим 24:19).
Эти Его слова «Для гера, сироты и вдовы пусть он будет», повелевающие оставлять забытые снопы, и есть заповедь «делай» — точно так же, как по отношению к упавшим колоскам и краю поля заповедь «делай» выражена в словах «Бедняку и геру оставляй это», как мы разъяснили (Д 20-121).
И эта заповедь тоже выполняется, согласно Торе, только в Земле Израиля. Законы, связанные с ее выполнением, разъяснены также в трактате Пэа (гл.5-6).
123-я заповедь — повеление оставлять беднякам при сборе винограда мелкие грозди, называемые олелот. И о них тоже Писание говорит: «Виноградника своего не обирай дочиста… — бедняку и геру оставляй это» (Ваикра 19:10).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Пэа (гл.7). Согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.
124-я заповедь — повеление оставлять бедным то, что упало на землю при сборе винограда (пэрет). И об этом Его речение: «Опавших ягод в винограднике не подбирай — бедняку и геру оставляй это» (Ваикра 19:10).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, также разъяснены в трактате Пэа (гл.6). Согласно Торе, эта заповедь выполняется только в Земле Израиля.
125-я заповедь — повеление отделять первые плоды нового урожая (бикурим) и приносить их в Храм. И об этом Его речение: «Первые плоды своей земли приноси в Дом Ашема, своего Б-га» (Шмот 23:19).
И понятно, что эта заповедь выполняется только, когда есть Храм. И приносят в Храм только плоды выращенные в Земле Израиля, Сирии и в Заиорданьи. И исключительно плоды семи видов (указанных в Торе: пшеницу, ячмень, виноград, инжир, гранаты, оливки и финики).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены в трактате Бикурим. И там (3:12) указано, что первые плоды передаются в дар коэнам.
126-я заповедь — повеление отделять в дар коэнам долю от урожая (терума гдола). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Отдавай ему (коэну) долю от своего хлеба, своего вина и своего масла…» (Дварим 18:4).
И эта заповедь, согласно Торе, выполняется только в Земле Израиля. Законы, связанные с ее выполнением, разъяснены в трактате Терумот (гл.1-4).
127-я заповедь — повеление отделять десятину (маасэр) от урожая земли. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И всякую десятую часть урожая земли: из семян земли, из плодов дерева — Ашему» (Ваикра 27:30); и сказано (Бемидбар 18:24): «Десятину, которую сыны Израиля приносят в дар Ашему». И разъясняет Писание (там же 18:21), что эта десятина передается в дар левитам.
Законы, связанные с выполнением этой заповеди — называемой «первая десятина,»— разъяснены в трактате Маасрот.
И эта заповедь, согласно Торе, обязательна для выполнения только в Земле Израиля.
128-я заповедь — повеление отделять «вторую десятину» (маасэр шени). И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Отделяй десятину, выделяй десятую долю от всего урожая своего посева, взошедшего на поле, из года в год, и вкушай перед Ашемом, своим Б-гом, на том месте, которое Он изберет…» (Дварим 14:22-23).
И сказано в Сифри (Реэ): «Отделяй десятину… из года в год» — сказано так, чтобы научить нас, что не отделяют десятину из урожая одного года в счет другого. Может быть это относится только ко «второй десятине», о которой говорит этот стих? Откуда известно, что правило относится к другим десятинам тоже? Тора сказала: «Отделяй десятину, выделяй десятую долю…» (повторено, чтобы распространить это правило на другие виды десятин).
В Торе разъяснено, что «вторую десятину» доставляют в Иерусалим и хозяева съедают ее там. И мы уже упоминали выше (Д 19) высказывание мудрецов, относящееся к этому вопросу.
И приводя законы, связанные с выполнением этой заповеди, Писание разъясняет, что, если хозяева из-за дальнего пути не могут доставить эту десятину, они должны выкупить ее, а эти деньги привести в Иерусалим и истратить там исключительно на пропитание. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если же слишком далек будет твой путь, так что ты не сумеешь принести это, потому что далеко будет от тебя то место, которое изберет Ашем, твой Б-г… то поменяй это на серебро и, взяв серебро в руку, иди на место, которое изберет Ашем, твой Б-г. И отдавай это серебро… за крупный и мелкий скот и за вино…» (там же 14:24:26).
И Тора, излагая законы этой заповеди, также говорит, что, если он выкупит эту десятину для себя, то должен добавить к ее стоимости пятую часть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если же кто выкупит что-либо из своей десятины, то прибавит к стоимости пятую долю» (Ваикра 27:31).
Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, уже разъяснены в трактате Маасэр шени.
И эта заповедь, согласно Торе, обязательна тоже только в отношении плодов Земли Израиля; и вкушают «вторую десятину» исключительно во времена Храма. Сказано в Сифри (Реэ): «Тора связывает вкушение первенца от скота с вкушением “второй десятины”. Как первенцев от скота вкушают только, когда есть Храм, так и “вторую десятину” вкушают только, когда есть Храм» (Д 79).
129-я заповедь — повеление, обращенное к левитам, отделять десятину от десятины, которую они получают в дар от евреев других колен, и передавать ее в дар коэнам. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Говори с левитами и скажи им: “Когда вы будете получать от сыновей Израиля десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите от нее дар Ашему — десятину от десятины” (Бемидбар 18:26)».
И объясняется, что эта десятина, называемая терумат маасэр (возношением от десятины), передается коэну. Сказал Он: «Возносите дар Ашему от всех десятин, которые вы будете брать от сынов Израиля, и будете давать из них дар Ашема — Аарону, коэну» (там же 18:28).
И поясняет Писание, что в эту десятину отделяют самое лучшее и отборное. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Из всех приношений возносите дар Ашему, из всего лучшего — священную его часть» (там же 18:29).
И затем подчеркивается, что левиты согрешат, если не отделят самую лучшую часть. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «И не понесете греха, если предоставите в дар лучшее из этого» (там же 18:32). Из отрицания вытекает запрет. Сказано: не будет на вас греха, если принесете в дар лучшую долю. Следовательно, если отделите от плохой части, согрешите. И сказано в Сифри (Корах): «Откуда известно, что левиты совершат грех, если отделят не от лучшего? Из того, что Тора сказала: “И не понесете греха, если предоставите в дар лучшее из этого”».
Другими словами, поскольку левиты обязаны отделять от лучшего, отделять от плохой части им запрещено. И подобно запретам, вытекающим из заповедей «делай», такой запрет не включается в число заповедей «не делай».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Трумот (1:6, 2:4-6) и Маасрот, а также в нескольких местах трактата Демай.
Сто тридцатая заповедь — повеление отделять десятину для бедных (маасэр они) на третий и на шестой год после субботнего года. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «К концу трех лет выноси всякую десятину от своего урожая этого года и складывай во вратах своих, чтобы пришел левит… и гер, и сирота, и вдова, … и ели, и насыщались» (Дварим 14:28-29).
И эта заповедь тоже, согласно Торе, обязательна для выполнения только в Земле Израиля. Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактатах Пэа (гл.8), Демай (гл.4) и в трактате Маасрот. И несколько связанных с ней вопросов рассеяны по некоторым другим трактатам раздела Зераим, а также в трактатах Махширин (гл.2) и Ядаим (4:3).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»