Из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди», темы: 613 заповедей, Книга заповедей, Рамбам, Жертвоприношения
61-я заповедь — повеление, чтобы все животные, приносимые в жертву, были совершенными среди особей своего вида и свободными от физических недостатков, которые по свидетельству Писания и традиции делают жертву непригодной. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Из крупного скота или из мелкого, цельное, оно будет принято с благоволением» (Ваикра 22:21). И сказано в Сифре (Эмор): «Цельное, оно будет принято…» — заповедь «делай».
И в доказательство того, что и вино для возлияния, и масло, и пшеничная мука должны быть также самыми лучшими и совершенными, без всякой порчи, приводится Его речение, да будет Он превознесен: «И в хлебный дар… тонкую пшеничную муку, смешанную с маслом… совершенным должно это быть… и также вино для возлияния» (Бемидбар 28:28,31).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в 8-ой главе трактата Менахот (87а).
62-я заповедь — повеление приносить на жертвенник соль с каждым жертвоприношением. И об этом Его речение: «При всякой своей жертве приноси соль» (Ваикра 2:13).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в Сифре (Ваикра) и в нескольких местах трактата Менахот (11а,18-21б,106б).
63-я заповедь — повеление о принесении жертвы всесожжения: чтобы каждая жертва всесожжения, приносимая одним человеком или общиной, совершалась определенным образом, заповеданным в Его речении, да будет Он превознесен, в книге Ваикра: «Если жертва его всесожжение, то пусть принесет самца из крупного скота…» — и далее весь порядок принесения этой жертвы (Ваикра 1).
64-я заповедь — повеление, чтобы любая грехоочистительная жертва приносилась заповеданным в Торе образом. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Вот закон о грехоочистительной жертве…» (Ваикра 6:18). И там же, в книге Ваикра, разъясняется, как жертвенное животное должно быть забито, какие части от него воскуряются на жертвеннике, а какие съедаются.
65-я заповедь — повеление, чтобы повинная жертва приносилась так, как заповедано в книге Ваикра, в Его речении, да будет Он превознесен: «А вот закон о повинной жертве…» (Ваикра 7:1); и Писание разъясняет, как приносится эта жертва, какие ее части воскуряются на жертвеннике, а какие съедаются.
66-я заповедь — повеление, чтобы мирные жертвы приносились так, как заповедано в Его речении: «И если его приношение — мирная жертва…» (Ваикра 3:1). И еще Он сказал, заключая тему: «И это закон о мирной жертве… если кто в благодарность ее приносит» (там же 7:11-12).
Эти четыре вида жертвоприношений — всесожжение, грехоочистительная, повинная и мирная жертвы — включают в себя все существующие жертвы. Ведь любое жертвенное животное, приносимое одним человеком или общиной, может быть принесено в жертву лишь одного из четырех указанных видов, причем, повинная жертва всегда приносится лишь от одного человека.
Законы, связанные с выполнением этих четырех заповедей, содержатся в трактате Зевахим; и там разъяснено, какие действия должны быть обязательно выполнены и что делает жертву непригодной, и как совершать каждое из жертвоприношений согласно его уставу.
67-я заповедь — повеление, чтобы хлебное приношение (минха) совершалось определенным для каждого из его видов способом. И об этом Его речения: «Если кто принесет хлебный дар Ашему…»; «Если твоя жертва хлебное приношение со сковороды…»; «Если твоя жертва — хлебное приношение из горшка…» (Ваикра 2:1-10). И в заключении темы Он сказал: «Это закон о хлебном приношении» (Ваикра 6:7).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъяснены со всеми подробностями в посвященном ей трактате Менахот.
68-я заповедь — повеление, чтобы суд мудрецов (бейт-дин) приносил жертву, если ошибочно примет решение не по закону и в соответствии с этим решением даст указание действовать всей общине Израиля. И об этом Его речение, да будет Он превознесен: «Если же вся община Израиля ошибется… и сделают что-то против заповедей Ашема… То, когда осознан будет грех, …пусть собрание приготовит молодого бычка для грехоочистительной жертвы…» (Ваикра 4:13-14).
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, и условия ее выполнения полностью приведены в трактате Орайот (гл.1-2) и в нескольких местах трактата Зевахим (39-42а, 47а).
69-я заповедь — повеление, чтобы тот, кто по ошибке совершил один из определенных грехов, принес грехоочистительную жертву согласно Его речению, да будет Он превознесен: «А если кто из народа согрешит по ошибке и сделает что-нибудь вразрез с одной из заповедей Ашема… то, когда осознан будет им грех, …пусть в жертву за грех, которым он согрешил, приведет козу без порока» (Ваикра 4:27-28). И это — «установленная грехоочистительная жертва», т.е. для этой жертвы пригодно только определенное животное.
Грехоочистительная жертва установлена за грехи, совершенные по ошибке, при условии, что такой же грех, совершенный умышленно, наказывается каретом и что грех, которым была нарушена данная заповедь «не делай», является определенным физическим действием, как разъяснено в начале трактата Критот.
Все законы, связанные с выполнением этой заповеди, объяснены в трактатах Орайот (8а) и Критот (19а), в нескольких местах трактата Шабат (69а, 102б), в трактатах Швуот (24а) и Зевахим.
Семидесятая заповедь — повеление, приносить жертву, если у нас возникнет сомнение, что, возможно, мы невольно совершили один из больших грехов, за умышленное совершение которого следует карет, а за совершение по ошибке — «установленная грехоочистительная жертва». А жертва, приносимая в данном случае, называется «условная повинная жертва».
Сомнительная ситуация, в случае которой приносится «условная повинная жертва», может быть, например, следующей. Перед человеком было две порции внутреннего жира животного. Одна из них — почечный жир (запрещенный в пищу хелев), а вторая — сердечный жир (разрешенный в пищу шуман). И он съел одну из двух порций, а вторую съел кто-то другой или же она затерялась. И теперь человек засомневался: была ли порция, которую он съел, разрешена в пищу или запрещена? В случае, когда пробуждается такое сомнение, он приносит жертву, чтобы искупить вероятный грех, и это называется «условная повинная жертва» (т.к. она приносится как бы на условии, что человек действительно виноват). И если затем выясняется, что порция, которую он съел, была почечным жиром, и подтверждается, что он по ошибке согрешил, он должен принести «установленную грехоочистительную жертву».
Писание говорит об условной повинной жертве в Его речении, приведенном в главе Ваикра: «А если кто согрешит и сделает что-нибудь вразрез с какой-либо заповедью Ашема,… и не будет знать виновен ли он… пусть принесет коэну из мелкого скота барана без порока… в повинную жертву» (Ваикра 5-17-18). «И не будет знать…» — не будет знать, совершил ли по ошибке запрещенное действие или не совершил; подобная ситуация называется на языке мудрецов: «ему не было известно».
Законы, связанные с выполнением этой заповеди, разъясняются в трактате Критот (17а).
Печатается с разрешения издательства «Швут Ами»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.