Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Отрывки из книги «Законы трех недель» (Бейн Амецарим)

Мытье тела в период с 1 по 9 ава — «Девять дней»

Мытье ради удовольствия

  1. Во время «Девяти дней» принято не мыться даже холодной водой (ס" תקנ"א ס" ט"ז ומ"ב ס"ק פ"ח). Этот запрет включает в себя принятие ванны или мытье ради удовольствия, однако мытье по медицинским соображениям позволительно (מ"ב שם וע" שעה"צ ס"ק צ"ד דאפילו בחמין שרי). Соответственно, если человек запачкался или вспотел, он может помыться или принять ванну для того, чтобы удалить грязь или пот (ע" יו"ד ס" שפ"א ס"א דאבל שהיה מלוכלך מותר לרחוץ כדרכו וכן ע" ס" תקנ"ד ס"ט וערה"ש ס" תקנ"א ס" ל"ז; см. 3).

Использование мыла и шампуня

  1. Нанесение мыла или шампуня на волосы, мытье горячей или теплой водой запрещено, кроме того случая, если только так возможно смыть грязь или пот, а также по медицинским показаниям (ע" רמ"א ס"ס ט"ז ומ"ב ס"ק צ"ו לענין ע"ש חזון ונראה דבענין שלנו שהוא מלוכלך דשרי דומיא לרחיצה וסיכה להעביר הזוהמא ע" יו"ד ס" שפ"א ס"א, ב").

Мытье лица, рук и ступней

  1. Хотя и запрещено принимать ванну или мыть тело даже в холодной воде, разрешено мыть отдельно лицо, руки и ступни (רמ"א ס" ט"ז ומ"ב ס"ק צ"ד ).

Плавание

  1. Плавание во время «Девяти дней» запрещено (ע" ס" תקנ"א ס" ט"ז וערה"ש ס" ל"ה). Однако, если человек должен плавать по медицинским показаниям (например, в качестве упражнения при паралитических состояниях), то это позволительно (ע" מ"ב ס"ק פ"ח ושעה"צ ס"ק צ"ד).

Также если человек вспотел или испачкался, он может на краткое время погрузиться в бассейн с водой, чтобы удалить грязь или пот (שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל. וכן ע" יו"ד ס" שפ"א ס"א, ב" לענין רחיצה סיכה להעביר הזוהמא וע" מ"ב ס" תרי"ג ס"ק א" לענין יוה"כ ודוק).

Мытье ради заповеди

  1. Разрешено мыться ради заповеди, причем даже горячей водой и даже в течение той недели, на которую приходится 9 ава (ע" ס" תקנ"א ס" ט"ז וב"ה ד"ה לצורך). Следовательно, женщина по окончании своих семи чистых дней принимает ванну и моется в обычном порядке, после чего окунается (ע" רמ"א שם). Подобным же образом она может помыться и перед началом отсчета семи чистых дней (שם).

Если ее окунание состоится на исходе 9 ава, то есть вечером, следующим за 9 ава, многие алахические авторитеты придерживаются мнения, что она должна принять ванну и помыться накануне 9 ава, а затем помыться еще раз перед окунанием на исходе 9 ава (מ"א ס" תקנ"ד ס"ק י" ומ"ב ס"ק י"ח כש"ך יו"ד ס" קצ"ט ס"ק ו", ט"). Другие считают, что она может принимать ванну и мыться накануне 9 ава только в том случае, если ей будет затруднительно сделать это на исходе 9 ава (ח"א קש"ע, בית הלל, א"ר, דה"ח כרמ"א ס" קצ"ט ס"ד). Стричь ногти, однако, следует на исходе 9 ава (מצבת משה אות ה").

Мужская миква

  1. Относительно окунания для мужчин, то те, кто обычно окунаются в каждый канун субботы, могут делать это и в канун субботы Хазон, но только в холодной воде[1]. Многие алахические авторитеты считают, что тот, кто иногда пропускает окунание из-за того, что слишком занят, или из-за того, что вода слишком холодная, не может окунаться в канун субботы Хазон (מ"ב ס" תקנ"א ס"ק צ"ה ושעה"צ ס"ק צ"ח).

Мытье в канун субботы

  1. Приведенный выше закон относится к окунанию в канун субботы. Относительно мытья в канун субботы, многие алахические авторитеты придерживаются мнения, что даже если человек в канун каждой субботы обычно моет все тело горячей водой, в канун субботы Хазон ему не разрешено мыть все тело даже холодной водой (מ"ב ס"ק צ"ה). Однако, если он обычно каждый канун субботы моет лицо, руки и ступни горячей водой, то он может сделать то же самое и в канун субботы Хазон (מ"ב ס"ק צ"ו). В соответствии с этим мнением, если рош ходеш ав выпадает на канун субботы, он может вымыть все тело даже горячей водой, если он моет все тело горячей водой в каждый канун субботы (מ"ב ס"ק פ"ט).

Хотя есть алахические авторитеты, которые упрекают тех, кто моется обычным способом в канун субботы Хазон, другие придерживаются мнения, что, поскольку в наше время в тех странах, в которых мы живем, мы привыкли мыться чаще, человек может мыться обычным способом и даже горячей водой в канун субботы Хазон, если он обычно моется горячей водой перед каждой субботой (ואף שבערה"ש ס" ל"ו טען על שמזלזלים ברחיצה בע"ש חזון שמעתי מפי הגרמ"פ זצ"ל בשנת תשל"ח כשחל ע"ש חזון בח" באב שמותר להתרחץ אפילו בחמין למי שרגיל כן בכל ע"ש ואינו מבטלו אם לא מחמת אונס. וכן מ"כ מהגרי"א הענקין זצ"ל בהסכמה לס" נחמת יוסף וז"ל «לענין רחיצה וזיעה בע"ש חזון לענ"ד במדינה זו שנוהגים לרחוץ תדיר הכל בגדר איסטניסים בזה ודיינו להחמיר בשאר ימים ולא בע"ש וכן ראיתי נוהגים חסידים ברייסין שרחצו במרחץ בע"ש חזון").

Использование шампуня в канун субботы

  1. Если человек моет голову горячей водой в канун каждой субботы, то ему можно помыть голову даже горячей водой в канун субботы Хазон, даже если канун субботы Хазон является кануном 9 ава (רמ"א ס" ט"ז). Однако по мнению многих алахических авторитетов (см. 7), запрещено использование мыла или шампуня.

В соответствии с взглядом некоторых алахических авторитетов (см. 7), которые разрешают человеку, привыкшему мыться в канун каждой субботы, мыться обыкновенным способом в канун субботы Хазон, намыливание волос или нанесение на них шампуня также позволительно (כך נראה).

Как мы уже выяснили (см. 2), в случае, если использование мыла или шампуня необходимо для удаления грязи или пота или по медицинским показаниям, это разрешено даже в остальные из «Девяти дней» (ע" מ"ב ס"ק פ"ח ודוק).


[1] Когда мы говорим, что можно использовать только холодную воду, имеется в виду, что можно добавлять в ванну или душ горячую воду, лишь только бы получившаяся смесь не становилась приятно теплой (כך נראה וע" שעהמ"ב קכ"ב: י"ב).

(продолжение следует) Издательство Швут Ами. Публикуется с разрешения издателя

См. также:
Тематический обзор по теме 9 ава
Обзор по теме Бейн аМецарим — три недели траура


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.