Из цикла «Врата востока», темы: Христианство, Врата востока, Шлах, Память, Исраэль Спектор, Праведник, Баба Сали
«И люди эти, распустившие злую молву о земле Израиля, умерли от мора перед Г-сподом» (14:37)
В месяце адаре 5685 года (1925) сидел рав Элияу Илуз как обычно в ешиве вместе со своим другом р. Моше Клирасом. Зашел в ешиву человек и стал кричать на рава Элияу, требуя, чтобы тот подтвердил кашерность пшеницы, специально собранной для Песаха. Свидетелей у этого человека не было, что показалось раву подозрительным, и он отказал. Тогда человек стал оскорблять рава и, прежде чем уйти, сказал: «Этот год я потерял, но в следующем году я заставлю Вас дать мне свидетельство, как я хочу». Услышав это, рав Элияу совсем не рассердился, а ответил кратко: »Если удостоимся жить в следующем году». И действительно, этот человек внезапно умер через десять месяцев.
«Ибо слово Б-га презрел он» (15:31)
Написано в книге Шаарей тшува, что тот, кто читает еретические книги, входит в число «презревших слово Б-га».
Раби Яаков Абукаро был равом португальской еврейской общины в городе Тунисе. Уроки по Торе, которые давал рав, сделали его популярным в городе. Зачастую приходил на уроки рава и священник протестантской церкви, задавал вопросы, дабы уяснить непонятные места в тексте или толкованиях. Рав всегда подробно отвечал на все вопросы, разъяснял трудные места, освящая тем самым Имя Б-га.
Однажды осмелился священник сказать, что не согласен с решением рава по какому-то вопросу. Рав учтиво ответил: «Это не моё мнение, а мнение Торы, мнение наших мудрецов».
«Возможно, — признал священник, — но в наших книгах написано иначе…»
Не успел священник сказать, что написано в их книгах, как рав остановил его: Послушай, я расскажу тебе одну историю! Однажды я пошёл на базар купить уголь. Остановился около лавки, где стояли посудины, полные отличного древесного угля из оливкового дерева. Поняв, что уголь хорош, я решил купить сразу целый мешок. Продавец поспешил принести мне мешок и предложил сносную цену, согласившись даже отнести покупку ко мне домой. «Прекрасно, — сказал я, — но перед тем, как куплю, я хочу посмотреть товар. Открой-ка мешок!» Открыли, а в нём — уголь плохого качества, дающий много дыма и мало тепла. Сказал я продавцу: «Извини меня, но товар этот — я не покупаю!»…
Священник понял намёк и не пытался возобновить разговор о том, что написано в его книгах.
«Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди мои и были святы вашему Б-гу» (15:40)
Спросили как-то у Бабы Сали (раби Исраэля Абухациры), что следует предпринять для улучшения памяти. Ответил рав: «Храни» и «Помни» единым речением дал нам Творец (из субботней песни Леха Доди). Т.е. тот, кто соблюдает «Храни» (свои глаза от недостойных зрелищ, свою речь от злословия и сплетен и т.п.), удостоится »Помни» — хорошей памяти.
Рассказывают, что память р. Элиэзера Альфандари была просто уникальной. Как-то прочитали раву цитату из При мегадим, приведённую в другой книге. Услышав цитату, сказал рав Элиэзер Альфандари: «Цитата приведена неточно: я читал эти слова в самой книге При мегадим 60 (!) лет тому назад и написано там по-другому». Открыли книгу При мегадим — и убедились, что написано там именно так, как сказал рав!
Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»
Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография верховного судьи Израиля, человека, за которого вышла замуж моавитянка Рут, принявшая иудаизм.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Отношения с древними народами.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Моавский царь, чье имя носит глава, посылает секретное посольство к сильнейшему из практиковавших тогда специалистов широчайшего профиля
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография отважного воина и праведника
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»
Законы войны.
Рав Бенцион Зильбер
Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Собери народ, чтобы повторить с ними прежние заповеди и обучить их новым, которые они еще не знают
Рав Носон Шерман,
из цикла «Рут и семя Машиаха»
Обычай, согласно которому после смерти мужа ближайший его родственник должен восстановить его род от его жены, т. е. брак по левирату, впервые упоминается в Торе в том месте, где речь идет о смерти Эра, первенца Иеуды
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»