Из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы», темы: Благословение коэнов, Недельная глава, Насо, Подарки, Нахум Пурер
Тора детально перечисляет обязанности храмовой службы, возложенные на три рода из колена Леви — Кеата, Гершона и Мерари. Моше проводит их перепись. Общее число левитов, пригодных по возрасту для несения такой службы (от 30 до 50 лет), составило 8580 человек.
Далее приведен ряд законов. Ритуально нечистых людей надо удалять из стана. Если человек сознается в краже чужой собственности после того, как он отрицал это в суде, ему надлежит вернуть все сполна, добавив пятую часть стоимости, и принести искупительную жертву в Храме. Если владелец собственности умер и у него не осталось наследников, все выплаты производятся коэну. Если муж заподозрил жену в измене, она получает статус соты и отправляется на проверку к коэну. Коэн готовит питье из воды, смешанной с земным прахом и специальными чернилами, которыми на пергаменте было написано Имя Б-га. Если женщина невиновна, напиток не причиняет ей вреда. Более того: понесенное унижение компенсируется ей беременностью и легкими родами. Но если она действительно вступала в близость с чужим мужчиной, ее ждет мучительная сверхъестественная смерть.
Далее описан статус назира (назорея). Назир посвящает себя Б-гу на определенный срок, в течение которого он не ест виноград и не пьет виноградное вино, не стрижет волосы и избегает контактов с умершими. Когда срок посвящения истечет, назир должен обрить голову и принести жертвы в Храме, после чего он может вернуться к нормальной жизни. Если он по какой-то причине прервал свой обет, то начинает все сызнова после бритья головы и принесения храмовых жертв.
Коэны получают заповедь благословлять народ особым благословением. Строительство переносного Храма, Мишкана, завершено, и первого нисана на второй год после Исхода проводится его освящение. Главы всех колен жертвуют повозки с быками для транспортировки Мишкана и приносят свои дары: золотые и серебряные изделия, жертвенных животных, благовония, хлебные приношения.
У одного царя был друг, живший на дальней окраине его государства. Однажды царь пригласил его к себе во дворец, встретил его с почестями, устроил великолепный прием в его честь и подарил на прощание сто золотых монет. Однако по дороге домой на царского друга напали разбойники и забрали у него не только золотые монеты, но и все вещи, которые были при нем. Ограбление произошло на территории, подчиненной царю, но он ничем не мог помочь своему другу, не сумел защитить его.
Царь из плоти и крови может осыпать своих подданных щедрыми дарами, но сохранить эти дары, навсегда закрепить за ними ему не по силам.
В разделе Насо приводится текст биркат коаним, которым еврейские коэны благословляли народ. Оно очень короткое, в нем всего 15 слов, и начинается оно так: «Да благословит тебя Б-г и охранит тебя» (6:24).
Раши объясняет, что в первой части брахи идет речь о материальном процветании. Но Б-г не только дает благословение, не только обещает нам богатство. Он одновременно дает гарантию, что никто не отберет его у нас. В конце концов, какой толк от царского подарка, если за воротами дворца нас поджидает грабитель. С Б-жественными дарами такой фокус не пройдет: Он и «благословляет», и «охраняет» от любых неблагоприятных жизненных обстоятельств, которые грозят нас разорить. Его охранная браха надежнее роты телохранителей и бронированного «Мерседеса».
Но главная ценность благословения коэнов заключено в его заключительных словах: «Да обратит Б-г лицо Свое к тебе и даст тебе мир» (6:26). Речь идет о трех видах мира: мире в семье, мире в государстве и мире во всем мире. В Талмуде (трактат Брахот 56) сказано, что мир будет тому, кто видит во сне котел, реку или птицу. Как это понять? Два человека, едящие из одного котла, символизируют мир в семье. Река — это символ мира в государстве, поскольку она дает воду и плодородие для его жителей. Однако река не может обеспечить весь мир. Символом мира на всей земле стала птица, для которой не существует государственных границ.
Та же мысль заключена и в другом комментарии на этот стих: «Мир тебе при входе, мир тебе при выходе… мир со всеми людьми» (Бемидбар раба,11). «Мир при входе» — это мир в доме; «мир при выходе» — мир в государстве; и «мир со всеми людьми» — мир во всем мире, о котором возвещает белая голубка с оливковой веточкой в клюве.
Закончив строительство Мишкана, Моше освятил его и все убранство. Затем главы колен принесли дары для церемонии освящения храмового жертвенника. Вожди приходили по очереди в течение двенадцати дней — каждый в отведенный ему день. Тора с любовью описывает их совершенно идентичные пожертвования: «одно серебряное блюдо в сто тридцать шекелей весом, одна серебряная чаша в семьдесят шекелей, по шекелю священному, оба наполненные тонкой пшеничной мукой, смешанной с маслом, в хлебный дар; одна ложка в десять золотых шекелей, наполненная смесью благовоний; один бык молодой, один баран, один годовалый ягненок, в жертву всесожжения; один козел в грехоочистительную жертву; а в жертву мирную: два быка, пять баранов, пять козлов, пять годовалых ягнят» (7:13—17). Этот обстоятельный список перечислен двенадцать раз!
Но зачем? Почему Тора, столь экономная на слова, где ни одна буква, ни одна точка не появляются случайно, не написала просто, что все вожди принесли к Мишкану такие-то одинаковые дары?
Потому что в действительности приношения двенадцати колен не были одинаковыми. Каждое из них было отмечено личным энтузиазмом вождя и людей, которых он представлял. Каждый дар отражал, как в зеркале, неповторимую индивидуальность вождя, его преданность Б-гу и тягу к духовности. Эта индивидуальность оставляла на каждом предмете особый отпечаток. Жертвенных баранов и ягнят невозможно было спутать, как не спутаешь Лоренса Оливье и Иннокентия Смоктуновского в роли Гамлета, или «Рапсодию» Брамса в исполнении разных мастеров.
В далекой юности два моих близких друга принесли мне на день рождения одну и ту же книгу — «Магелланово облако» Станислава Лема, одного и того же издательства, в совершенно идентичном оформлении. Я уже давно не увлекаюсь научной фантастикой, но до сих пор бережно храню книжки-близнецы с их разными дарственными надписями.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»