Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Наказание, Недельная глава, Грех, Ахарей мот, Праведник, Рав Реувен Пятигорский
АХАРЕЙ
Начнем с важного замечания. На этой неделе раздел Ахарей читается только в Эрец Исраэль. Откройте календарь:21-го апреля, пятница Седьмой день Песаха; 22-го — суббота, читается глава Ахарей. Но за пределами Страны Израиля праздники еще не кончились! Вы знаете, что в общинах галута (рассеяния) еврейские праздники справляются каждый два дня подряд: Сукот, Шмини Ацерет (его второй день называется Симхат Тора), Песах, Седьмой день Песаха и Шавуот. Поэтому на этой неделе 22-го апреля в Израиле — очередная суббота, а у евреев галута (Москва, Нью-Йорк, Амстердам и пр.) — кроме субботы, еще и праздник. Главу Ахарей они будут читать через неделю. Такое расхождение продолжится до конца июля, когда «рассеянные» евреи, завершая книгу Бемидбар, прочтут сдвоенную главу Матот-Масей и «догонят» израильтян.
* *
Недельная глава посвящена подробному описанию работы, совершаемой первосвященником в Храме в Йом Кипур. В память об этой работе, утраченной нами после разрушения Храма, мудрецы постановили читать первую главу из нашего раздела (гл.16 книги Ваикра) в Судный день, Йом Кипур. В 30-м стихе главы сказано самое главное о Йом Кипуре, о его смысле, назначении, о том, ради чего мы считаем этот день главным днем года: «Потому что в этот день искупит вас (первосвященник), ОЧИСТИВ ОТ ВСЕХ ВАШИХ ГРЕХОВ; перед Всевышним будете очищены».
А теперь посмотрим, как начинается наша глава: «И говорил
Всевышний (пророку) Моше после смерти двух сыновей Аарона, приблизившихся к Всевышнему и умерших…» Но дальше о смерти сыновей Аарона и ее причине — ни слова. Разговор идет исключительно о Йом Кипуре. Для чего тогда сказано, что Аарон лишился сыновей? Да еще как сказано — «приблизившихся и умерших»! Загадка.
Никакая не загадка. Мудрецы, на основании Устной Торы, сообщают, что Тора не зря так начинает главу. Сыновья Аарона были святыми людьми. Согласно Мидрашу, их оплакивал весь еврейский народ. Умерли они именно потому, что приблизились. Т.е. стояли настолько высоко в духовном плане, что малейшее их прегрешение не могло не привести к гибели.
Мы знаем, что за всякий свой поступок человек несет ответ. Это то, что называется расплатой, или воздаянием. Мир создан справедливо, и все, что мы получаем в результате, вполне нами заслужено. Мы не можем влиять на совершенное нами — что сделано, то сделано. Остается ждать расплаты (награды или наказания). И только искреннее исправление может стереть наше плохое дело. И еще искупляет — смерть. Не всегда, не каждого, но есть в смерти элемент искупления…
Чем выше человек, тем строже с него спрашивается. В другом месте мы читали, что Моше и Аарон не вошли в Святую землю. Они были наказаны за дела, которые другим, быть может, простились бы. То же самое произошло и с сыновьями Аарона. Обычно на уроках приводят мнение, согласно которому они злоупотребили вином перед работой в Храме. Это не совсем точно. Нигде не указано, что именно они сделали, но Мидраш приводит несколько причин, по которым «сошел огонь с неба и поразил их». Среди этих причин есть и вино. Но не в вине дело! Мы тоже произносим субботний Кидуш над бокалом вина. Так вот, священникам Храма перед работой был запрещен даже один бокал для Кидуша…
Из этой истории мы учим совершенно неожиданную вещь. Написано в Иерусалимском Талмуде (начало трактата Йома): «Почему упоминает (Тора) их смерть (в главе, посвященной) Йом Кипуру? Чтобы сказать, что как Йом Кипур искупает (грехи) Израиля, так и смерть праведников искупает Израиль».
Смерть праведников. Мы, Израиль, живем, что-то совершаем, иногда ошибаемся, — и за это, строго говоря, нас ждет наказание. Но умирает праведник — и с нас «списываются» наши грехи!
Тяжело терять праведников? Очень тяжело. Они — наши учителя, наши воспитатели. Без них падает уровень народа. С их уходом образуется вакуум. Понятно, что придут новые праведники, — но то будут другие учителя, другие люди, пусть даже святые, но другие…
За несколько последних лет еврейский народ потерял целую плеяду мудрецов. После смерти самого авторитетного учителя нашего поколения, раби Моше Файнштейна, остались два общепризнанных законоучителя, поским высочайшего уровня (посек — мудрец, принимающий законодательные решения, обязательные для всех евреев): раби Шломо Залман Оербах и раби Шалом Йосеф Эльяшив. К ним обоим всегда обращались для решения самых сложных актуальных проблем, касающихся законов Торы. Обращались из всех общин мира — «литваки», хасиды, сфарадим, потомки немецких евреев. Каждый из этих двух раввинов встречался с людьми, давал советы, помогал словом и делом. И вот тяжелая утрата — два месяца назад в возрасте 84 лет умер рав Оербах. На его похороны пришли более трехсот тысяч человек. Такого не видел Иерусалим за все годы своей новейшей истории. Так не прощались ни с политиками, ни с деятелями культуры. «Скажите, кем был этот рав, если на его похоронах больше народу, чем на похоронах Нобелевского лауреата? — спрашивали некоторые члены Кнесета (об этом писали газеты). — Где размещалась приемная его офиса? Почему он не влиял на политику?» Им было трудно понять, что роль еврейского мудреца и праведника много выше того уровня, к которому стремятся люди, далекие от Торы. Хоронили скромного еврея, который не имел даже собственной квартиры. Хоронили человека, который ничем не занимался, кроме Торы и ее заповедей.
«Смерть праведников искупает Израиль».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»